Posted 29 октября 2006,, 21:00

Published 29 октября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

«А где же козочка?»

«А где же козочка?»

29 октября 2006, 21:00
Премьера балета «Эсмеральда» прошла на сцене Кремлевского дворца. Спектакль поставил Андрей Петров, глава труппы «Кремлевский балет». Корреспондента «НИ» поразили средневековый собор Нотр-Дам, возведенный на сцене, а также слабая игра танцоров-мужчин.

Балет по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» был сочинен еще при жизни автора литературного первоисточника. Знаменитый хореограф эпохи романтизма Жюль Перро впервые показал спектакль в Лондоне в 1844 году. Спустя 4 года балет поставили и в России, а еще через сорок лет главный балетмейстер императорских театров Мариус Петипа представил собственную версию «Эсмеральды». Именно в опусе Петипа главную партию танцевала Матильда Кшесинская, удивлявшая современников тем, что даже в роли нищей цыганки она сверкала дорогим жемчужным ожерельем на шее.

Теперь свою «Эсмеральду» по мотивам хореографии Перро и Петипа (с солидными кусками танцев собственного сочинения) поставил Андрей Петров. Название романа явно вдохновило сценографа балета, да и поистине безбрежную сцену Кремлевского дворца надо было визуально уменьшить. Так что после поднятия занавеса, на котором изображен план средневекового Парижа, зрители увидели Нотр-Дам почти в натуральную величину. А когда действие переносилось с площади перед собором в его кулуары, публика могла любоваться мельчайшими «наворотами» готической архитектуры, тщательно воспроизведенными в громадных декорациях.

Хореограф балета числится и автором либретто, которое тщательно воспроизводит историю Эсмеральды, Квазимодо, капитана Феба и Клода Фролло. Каждый из упомянутых персонажей наделен обликом, жестами и танцем, которые предельно ясно рассказывают зрителям о сюжете. Эсмеральда (Кристина Кретова) щеголяет в пышной юбке, расшитой монетами, пляшет с бубном и картинно сгорает от любви к капитану. Кретова весела, артистична и в целом обаятельна, хотя положенные классические па исполняет без должной чистоты линий. Герой цыганских грез Феб (Сергей Смирнов) белокур, облачен в доспехи и обладает повелительными жестами, вот только танцует далеко не так хорошо, как надо бы исполнителю главной партии. Последнее замечание, впрочем, можно отнести и к поэту Гренгуару (Максим Афанасьев), и к герою древних мифов Актеону (Михаил Мартынюк), вместе с богиней Дианой появляющемуся во вставном па-де-де из эпизода «Сад Флер де Лис». Кстати, это па-де-де, поставленное уже в советское время и таким образом попавшее в балет XIX века «задним числом», всегда исполняют виртуозы на балетных конкурсах.

Главный злодей балета, архидьякон Клод Фролло (весь в черном и с большим крестом на груди) тоже брал больше сверканием черных глаз, чем пластикой. В общем, мужские исполнители «Эмсеральды» сильного впечатления не произвели. Кордебалет же (цыганки, свита Богини Дианы, уголовные обитатели Двора Чудес, одетые в чистенькие лохмотья) довольно исправно показывал танцы, поставленные господином Петровым. У него по ходу работы сложился авторизованный микст из разных балетов классического наследия: слегка подправленные цитаты из «Жизели», «Вальпургиевой ночи» и «Дон Кихота» прочитывались вполне ясно.

В общем, получилось зрелище, в котором публику должны привлечь разнообразные картинки – «средневековые» костюмы с блестками, праздник шутов, «страшные» сцены с дыбой и виселицами, «жуткое» шествие на казнь во главе с палачом и убийство Клода озверевшим Квазимодо (Дмитрий Альтамаре). Вот только ручного животного, с которым в книжке ходила Эсмеральда, остро не хватало. Маленькие, но начитанные зрители спрашивали взрослых: «Мама, а где же козочка?».

"