Posted 29 сентября 2014,, 20:00

Published 29 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:04

Updated 8 марта, 04:04

Поэзия ландшафта

Поэзия ландшафта

29 сентября 2014, 20:00
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка работ Андрея Мартынова (1768–1826) – русского живописца и графика, изобразительная манера которого пленяет особой поэтичностью и эстетической завершенностью. Незаурядное дарование не обеспечило художнику легкости и сытости в повседневной жизни, как не дало и громко

Казалось бы, все складывалось просто и закономерно. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка был зачислен в Императорскую Академию художеств пятилетним мальчуганом. Попал в класс ландшафтной живописи Семена Щедрина; по завершении полного курса обучения был отправлен для дальнейшего совершенствования мастерства в Италию. Представленная художником в качестве «отчета» серия итальянских пейзажей удостоилась высоких оценок в академической среде, и решением Совета академии Мартынову присвоили промежуточное звание – назначенный в академики. Впоследствии он станет академиком, затем советником академии, что откроет путь к получению заказов от Императорского Двора, но ни в малой степени не поспособствует продолжению академической карьеры. Должность преподавателя и связанная с ней финансовая стабильность останутся для Мартынова несбыточной мечтой.

Определяющими на протяжении всей творческой жизни художника являлись две темы – путешествие в Китай с дипломатическим посольством графа Головкина и Петербург с его окрестностями. Выставка Русского музея демонстрирует каждое из этих направлений, и, не ограничиваясь работами из своих хранилищ, организаторы расширяют визуальный ряд произведениями из коллекции Эрмитажа и альбомом «Монгольские типы» из частного собрания. Объединяющий семь десятков рисунков и акварелей, «монгольский» альбом экспонируется впервые, а его тематическая направленность хоть и акцентируется на обозначенной в названии теме, отнюдь ею не ограничивается.

«Живопись действует сильнее и приятнее на воображение и зрение, – утверждал художник, – если знаешь историю и отличный интерес представленного кистию предмета». Недюжинные литературные способности Мартынова проявились в изданном в 1819 году, по случаю празднования 60-летия китайского императора, альбоме офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств». Каждая «картинка» сопровождается авторским комментарием – образным, эмоциональным, живым.

Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекся литографией и открыл собственную литографскую мастерскую. В 1821–1822 годах увидели свет выполненные им серии «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей», «Собрание русских костюмов» и «Новое собрание русских костюмов». Мартынов литографировал сам, используя собственные оригиналы, что отличало его работы от «коллективного» творчества, практикуемого другими художниками.

Петербург, запечатленный на листах Мартынова, гармоничен и романтичен. Предельную точность и достоверность изображения художник совмещает с сугубо личным восприятием Северной столицы, навеки «отпечатавшимся» в его литографиях…

"