Posted 29 сентября 2008,, 20:00

Published 29 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Странник против Мышки

29 сентября 2008, 20:00
Вчера вечером в российской столице состоялась церемония закрытия международного анимационного фестиваля «КРОК», который рассматривал в этом году студенческие и дебютные работы. После недельного плавания на теплоходе от Санкт-Петербурга до Москвы гости и участники сошли на берег, и на торжественном вечере в Московском Д

Выбирать призеров на фестивалях короткометражек куда сложнее, чем на смотрах большого кино. Конкурс может насчитывать огромное количество работ (на нынешнем «КРОКе» их было 125) – иногда таких коротких, что стоит зазеваться на несколько секунд, и уже пропускаешь половину фильма. Наверное, поэтому решение любого жюри любого анимационного фестиваля кому-нибудь обязательно не нравится.

Полюбившееся членам жюри бельгийское кино «Странник» (режиссер Йоан Польфор) рассказывает о негритянке, которая отправилась повидать мир. Ее странствия предстают беспорядочным набором образов: под музыку сменяются экспрессионистические картинки, а главная героиня вытанцовывает на этом фоне странные «па». Замысловатый по технике, причудливый по изображению и якобы иллюстрирующий знаменитую поэму Шарля Бодлера «Плавание», этот фильм уже отмечался на международных фестивалях второстепенными наградами, однако ни разу не удостаивался серьезных призов. Остается только гадать, почему из богатого и разнообразного конкурса именно он более всего приглянулся судьям.

Как бы то ни было, экстравагантное мнение жюри не сделало особенной погоды, потому что у нынешнего «КРОКа» спонтанно образовался необычайно отчетливый список фаворитов – и несколько фильмов были отмечены одновременно и жюри, и публикой. Первое место в зрительском рейтинге получил французский фильм «Хвост мышки» (режиссер Бенжамен Рене) – и он же был удостоен «Пластилиновой вороны» (спецприза, учрежденного в память об Александре Татарском). Выполненный в технике силуэтной анимации фильм рассказывает о том, как наглая мышь перехитрила льва.

С крошечным отрывом второе место в списке зрительских симпатий получило российское кино «Девочка Дура», рассказывающее о любви нелепой девочки к одногруппнику по детскому саду. Несмотря на то что россияне составляют абсолютное большинство кроковских гостей, такое решение никак не сочтешь предвзятым: картина Зои Киреевой, сделанная полтора года назад, имела ошеломительный успех и получила немало международных наград, в том числе приз за дебют на самом престижном анимационном фестивале, проходящем в городе Аннеси. Кроковское жюри также не обошло Кирееву вниманием, присудив ей приз в категории дебютов.

Еще один любимец публики – фильм «Администраторы», сделанный нашим соотечественником Романом Клочковым в бельгийской школе «Каск». Высмеивающий бюрократию, по-кафкиански доводящий до «логического завершения» лень и безразличие чиновников, фильм изображает зайца, прибежавшего в «инстанции», чтобы сообщить о пожаре. На ломаном английском русскоименные чиновники «отфутболивают» просителя, лес полыхает, и только маленький ежик с узелком и свечкой под церковную музыку печально глядит на погибающий мир. Жюри, как и публика, оценила искрометный и очень глубокий юмор этой картины, присудив ей приз категории «дипломных работ».

Не вызывают нареканий и другие решения жюри. Приз «за лучший фильм, сделанный в процессе обучения» тоже получил наш соотечественник – студент ВГИКа Вадим Оборвалов. Его «Рукокрылый» был представлен публике еще в прошлом году, однако оказался не замечен даже национальным смотром в Суздале. Между тем это кино, оживляющее под музыку Франца Шуберта старые гравюры, обращает на себя внимание. Фильм красив, ритмичен, наполнен яркими зрительскими образами и, несомненно, заслуживает самых высоких наград.

«Спецприз жюри» получила «Камера обскура», выполненная тремя студентами французской школы «Супинфоком». Похожая внешне на документальное кино, «Камера» рассказывает об эксперименте со слепым человеком, которому при помощи сложного аппарата пытаются создать искусственное зрение. Наконец, еще один приз – «за лучшую программу киношколы» жюри присудило уже упомянутой бельгийской школе «Каск».

При том, что все перечисленные фильмы, несомненно, достойны упоминания, в решениях жюри не может не смущать некоторый национальный перекос. Помимо множества интересных работ из Франции, Бельгии и России, в конкурсе почти столь же ярко были представлены Англия, Корея и Германия, которые оказались вовсе не упомянуты в призовом списке.

Это тем более несимпатично выглядит, учитывая французско-славянский состав жюри. Под председательством знаменитого французского режиссера Мишеля Осело судили фестивальные работы украинский писатель Андрей Курков, российский режиссер Валентин Телегин, его японский коллега Коджи Ямамура и бывший директор хорватского (Загребского) анимационного фестиваля Магрит Антауер.

Конечно, великолепная репутация судей не позволяет заподозрить их в ложном патриотизме, однако уместным прозвучал бы упрек в некоторой эстетической узости, которая прослеживается в решениях жюри, проигнорировавшего целый ряд сильных работ, выполненных вне французско-славянских эстетических взглядов (которые, кстати, довольно близки в области кинематографа). При таком подходе не у дел остаются ультрадизайнерские, заостренно современные и отточено концептуальные фильмы, изготовляющиеся преимущественно в Англии, США и азиатских странах. О вкусах, конечно, не спорят. Однако было бы куда приятнее, если бы международный фестиваль с хорошей репутацией отмечал не только лучшее, но именно по-разному лучшее кино, отдавая тем самым должное всей «сотне цветов», которые распускаются в мире искусства.

"