Posted 29 августа 2010,, 20:00

Published 29 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Лифтинг для благородных девиц

Лифтинг для благородных девиц

29 августа 2010, 20:00
В эти дни в Русском музее проходит выставка в честь 275-летнего дня рождения крупнейшего русского живописца XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого. Юбилей этот совпал с завершением капитальной реставрации портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц из серии «Смолянки».

Начало экспозиции целиком посвящено истории Смольного института. Современному зрителю не лишним будет напомнить, что комплекс Смольного монастыря – это не штаб революции, в котором позже разместился обком КПСС, а теперь заседает городское правительство во главе с Валентиной Матвиенко. Нет, красивый архитектурный ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря со Смольным собором был построен для более гуманных целей. Екатерина II решила поддержать инициативу своего личного секретаря и президента императорской академии искусств Павла Бецкого и учредила первое в России женское учебное заведение для формирования «новой породы» образованных, просвещенных, служащих делу обновления русской жизни людей. Воспитанниц обучали не только арифметике с литературой, историей и географией, но и иностранным языкам, танцам, пению, игре на арфе и фортепиано. Это была также школа благонравной матери и блистательной хозяйки аристократического дома, которая освоила домоводство, Закон Божий, риторику и этикет. Выпускницы награждалась медалью за окончание института, а самые успешные получали бант с золотым вензелем Екатерины II. Огромный интерес у публики также вызывают крупноформатные щиты со старинными фотографиями сквера, разбитого перед Смольным. Оказывается, в той круглой клумбе, в центре которой до сих пор стоит на постаменте памятник Ильичу, росла сирень.

Во втором зале развешаны семь общепризнанных шедевров европейской живописи – портреты смолянок первого выпуска кисти Дмитрия Левицкого. Интересен, например, двойной портрет – Екатерины Хрущевой и Екатерины Хованской, на которых девочки-подростки изображают пасторальную сценку Нинетты и Кола из оперы Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе» (Хрущева в мужском сюртуке).

В 1775 году Левицкий рисует портрет Александры Левшиной в кокошнике, застывшей в плавном танце среди мраморных колонн. До сих пор искусствоведы и любители живописи гадают, почему художник изобразил юную семнадцатилетнюю красавицу в виде довольно зрелой дамы? Самая распространенная версия – он предрек ей безбедную счастливую жизнь. Наконец, в 1776 году Левицкий завершает свою серию тремя портретами – Натальи Борщовой, танцующей под звуки арфы Глафиры Алымовой, и умной девицы Екатерины Молчановой, вслушивающейся в нежную музыку. На столе за спиной у Молчановой старинный воздушно-вакуумный насос, который назывался «антлия». Символы науки и музыки на этих полотнах отражают жизненную гармонию. Именно таким виделся художнику философский подтекст эпохи Просвещения, к которой причисляла себя Екатерина II, дружившая с Вольтером. Кстати, выставку украшает скульптурный портрет этого мыслителя-вольнодумца, а также бюсты его идеологических единомышленников Руссо и Дидро.

Годы создания ансамбля смолянок были знаменательными в истории бывшего «воспитательного общества благородных девиц», как раньше называли Смольный институт. В 1773 году состоялись пышная публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет. 1775 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста». Все эти события сопровождались балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями. Вот потому сюжетной основой для парадных портретов Дмитрий Левицкий избрал царившую в стенах Смольного театральную атмосферу.

Как рассказала «НИ» заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, «Смолянки» пережили очень сложную историю – войны и революцию, блокаду и эвакуацию, разные климатические условия. Но за весь XX век не подвергались серьезной реставрации – только косметической. По словам Евгении Петровой, капитальная реставрация длилась ровно десять лет. Реставраторы приступили к изучению первого полотна в 2001 году и завершили свой труд как раз к дню рождения Левицкого. Будто подгадали окончание реставрации к моменту 275-летия великого русского живописца. Благодаря им даже наши потомки смогут увидеть «Смолянок» такими, какими они были созданы.

Кстати, любопытно, что долгие десятилетия сами музейщики, демонстрируя зрителям хрестоматийные работы Левицкого, называли их гениальными, не понимая, в чем, собственно, «гениальность» этих темных, хмурых красок и мутных фонов. «Мы никогда прежде не видели на этих портретах такого сочного и разнообразного зеленого цвета, такого серого, такого черного и бархатистого, такого белого на белом, – говорит Евгения Петрова. – Работы были всегда настолько темными, что даже было непонятно, почему их называют шедевром? Фоновые пейзажи были неясными, детали не просматривались, а лишь угадывались по старинным описаниям. А теперь мы видим на портретах и свет, и вазу, и колонны, и дымку, и розовые ленты, и даже прозрачную кисею с мушками поверх шелковых нарядов воспитанниц. Действительно, это живопись мирового класса и не зря европейцы той эпохи с таким восхищением говорили о «Смолянках». Этот обновленный ансамбль – наш отчет перед зрителями XXI века, плоды трудов наших реставраторов и ученых».

"