Posted 29 августа 2006,, 20:00

Published 29 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Бледнолицые прошли мимо

Бледнолицые прошли мимо

29 августа 2006, 20:00
В минувшие выходные в подмосковных Сорочанах завершил работу парк мировой культуры «Этноленд». В течение семи недель, с 14 по 27 августа, каждые выходные здесь проходили тематические фестивали, посвященные славянской, индийской, арабской, азиатской и африканской культурам. Несмотря на оригинальную задумку, беспрецедент

Первый фестиваль этнической музыки прошел в Подмосковье пять лет назад. Назывался он тогда «Этнолайф» и длился не более трех дней. После прошлогоднего фестиваля, собравшего около 20 тыс. человек, в голову организаторам пришла идея растянуть срок его работы на полтора месяца, превратив, по сути, в тематический фестивальный курорт.

Благоустроенный фестивальный городок и в самом деле оборудован на месте курорта (горнолыжного), с крытым общепитом и прочими радостями цивилизации. Обстановка здесь совсем не похожа на рок-н-ролльные оупен-эйры, привлекающие или, наоборот, отталкивающие необузданным и даже диким весельем. Царившую на «Этноленде» атмосферу можно охарактеризовать как размеренную или даже пасторальную. Пятьдесят процентов зрителей – семьи с детьми. Оставшаяся часть – любители «причесанной» дикости, для которых экстрим начинается и заканчивается самим фактом выезда на фестиваль, и легкая на подъем молодежь, интересующаяся этнической культурой.

Тематический уикенд «Афробит», прошедший в последние выходные, в этом смысле мало чем отличался от остальных. Те, кто оказались полностью «в теме», были одеты на манер индейцев, индусов или африканцев. Попадались и просто прихиппованые ребята: в рубашках психоделической раскраски. При этом представителей Черного континента или их потомков было по пальцам пересчитать. Видимо, их должны были заменить дефилирующие по курортным дорожкам бледнолицые растаманы, украшенные пирсингом и орнаментальными татуировками, в цветастых ямайских шапочках и просторных джинсах с аппликациями конопляных листьев. Впрочем, поскольку «Этноленд» был провозглашен территорией, свободной от алкоголя и наркотиков, посетителям представилась редкая возможность опьянеть, по словам устроителей, от самой жизни.

Огромное фестивальное пространство из двух больших полян было украшено бамбуковыми конструкциями и шестами с навязанными на них разноцветными лентами, флажками и вымпелами. В пределах огороженной флажками площадки («город мастеров») на глазах любопытных создавались причудливые лепные или резные украшения или блюда. На большой сцене с пяти часов вечера и до поздней ночи выступало по десятку музыкальных групп. Хедлайнерами последнего фестивального концерта стали рэгги-проект Dub Division, фьюжн-группа Compatriotes International Orchestra и заявленная буквально накануне фестиваля акустическая «Пятница», завоевавшая в последние годы небывалый авторитет в сердцах меломанов, включая самых маститых (известно, что в числе их поклонников Андрей Макаревич). Время от времени падающий с неба ливень загонял всех фанов под огромные шатры, и площадка перед сценой, где играли музыканты, оказывалась совершенно пустой.

Часто на фестивальных тропинках попадались умные книжки об эзотерике, каббалистике, развитию гармонии души и внутренней энергии тела. Здесь же рядышком примостилась лавка с псевдоправославной литературой. Бабушка, торговавшая брошюрами и книгами, навязчиво пыталась толкнуть мне томик, повествующий, по ее словам, о святости Вавилона.

По забетонированной дороге можно было спуститься ко второй поляне, находящейся чуть ниже, на большой лужайке. Притаившийся там палаточный городок дополняли так называемая «Кальянная долина» и этническая деревня, собранная из индейских типи и киргизских, монгольских, тувинских и чукотских юрт. Порадовало почти полное отсутствие охраны на всей территории фестиваля. При этом, по словам отдыхающих, ни скандалов, ни драк на «Этноленде» не случалось, а люди попадались очень спокойные и доброжелательные.

Время от времени громкоговоритель извещал о выступлениях музыкальных групп, а также начале семинаров, оздоровительных практик, тренингов и мастер-классов по йоге, каббалистике и работе с харой. Семинаров и практик было подозрительно много. Удивила и их однобокость. На фестивале «Афробит» культура Черного континента была ограничена двумя-тремя этническими костюмами и музыкальными коллективами, играющими скорее ямайский, чем африканский бит. Что же касается религиозных и мифологических сюжетов с Черного континента, то их почему-то заменили практики кришнаитов и йогов. «На территории фестиваля располагался целый палаточный центр кришнаитов, человек 160, не меньше, – рассказал корреспонденту «НИ» руководитель проекта «Йога сфера» Валерий Макаров. – Сейчас, правда, все разъехались работать по другим фестивалям. А вообще сюда приезжали многие гуру из Индии и Китая. Народу, правда, очень мало. Многие из наставников остались этим недовольны».

Действительно, никакого ажиотажа не наблюдалось. Зрителей за весь уикенд было, по словам организаторов, не более 2–2,5 тыс. человек. Огромная же территория фестиваля размазывала и это количество настолько, что нередко создавалось ощущение какого-то мифического полузаброшенного поселения. Каждое мероприятие, будь то мастер-класс по африканским барабанам, лекция по восточным духовным или телесным практикам или массажу, собирало не более 10–12 человек. Мегашатер, временно приютив «африканских» барабанщиков, большую часть дня был подозрительно безлюден. Даже площадка перед большой музыкальной сценой фактически пустовала до позднего вечера. Валерий Макаров признался, что устроители ожидали увидеть на фестивале порядка 100 тыс. человек за семь недель. А в итоге этнолендовские мероприятия посетило не более 14–15 тыс. Таким образом, по его словам, проект, оказавшийся убыточным, провалился, и неизвестно, будет ли проводиться по той же схеме в следующем году. «Каждые выходные, словно специально, сопровождались ливневыми дождями, – сетует г-н Макаров. – Возможно, помыслы организаторов были не слишком чисты, поэтому боги с помощью природы наказали их, отбив охоту приехать на «Этноленд» у желающих». После семи совершенно разноплановых уикендов остается только гадать, чьи именно боги сделали такую гадость. Чтобы разобраться с этим непростым вопросом, у организаторов есть время до следующей весны.

"