Posted 29 июля 2014,, 20:00

Published 29 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

«Мыло» в цене

«Мыло» в цене

29 июля 2014, 20:00
В арабском мире – и Сирия здесь не исключение – кинематограф имеет ярко выраженный «мыльный» характер. Сирийские сериалы всегда были популярны в арабском мире. Согласно опросам, более 50% арабов смотрели именно их во время священного месяца Рамадан, самого «смотрибельного» в арабском мире. Сохранили они популярность и

О живучести сирийского кинематографа говорит и возвращение на экраны после почти трехлетнего перерыва одной из самых популярных сирийских мыльных опер – «Дверь двора», которая рассказывает о жизни Дамаска в годы действия французского мандата (1920 – 1941). О популярности этого сериала свидетельствует и то, что, кроме Сирии, его с удовольствием смотрят также в Ливане, Египте и других странах. Причем не только в арабских.

В период расцвета зрительская аудитория «Двери двора» доходила до 50 млн. человек, что делало его самым популярным сериалом в арабском мире. Сейчас она, правда, значительно сократилась. Причин хватает. Это и перерыв, который заставил поклонников «мыла» немного его подзабыть, и неизбежные изменения в сюжете, и смены продюсеров, режиссеров и актеров.

Конечно, сирийский кинематограф за последние годы сильно изменился. Из-за финансовых и экономических проблем, вызванных гражданской войной, количество сериалов в этом году уменьшилось до 20, т.е. почти вдвое по сравнению с 2010 годом – с последним довоенным.

Гражданская война разделила кинематографистов так же, как и все сирийское общество. В 2011 году, напоминает Independent, около 300 сирийских актеров подписали так называемую «Молочную петицию», в которой они требовали молока для детей Дары, колыбели нынешней сирийской революции. После этого два десятка киностудий отказались с ними работать, и им пришлось покинуть страну.

Главными покупателями сирийского «мыла» были телеканалы государств Персидского залива. Однако после начала войны и перехода правительств этих стран в стан противников Башара Асада они были вынуждены резко ограничить сотрудничество или вовсе его прекратить. Это привело к массовой безработице в сирийском кинематографе и отъезду актеров за границу. В результате сирийских актеров сейчас можно увидеть в сериалах и фильмах, снимаемых в других арабских странах.

И все же, несмотря на трудности, сирийская мыльная опера оказалась очень живучей. Конечно, масштабы сейчас не те, что были три года назад. Подавляющее большинство съемочных павильонов разрушено. Это, а также отсутствие средств и соображения безопасности заставляют сирийцев снимать сериалы за границей. Резко выросло, например, число совместных ливано-сирийских сериалов.

Вынужденная работа за границей имеет, однако, и плюсы. Главный из них, конечно, ослабление влияния цензуры, которую никто в Дамаске не отменял. Впрочем, невзирая на цензоров, кинематографистам и до войны удавалось между строк критиковать режим. Конечно, они не могут не обращать внимания на то, что происходит вокруг, но поскольку Дамаск продолжает контролировать немалую часть страны, им, особенно тем, кто работает на родине, приходится по традиции снимать «мыло». В основном исторические драмы, которые сейчас не только развлекают, как раньше, но и призывают к единству страны.

"