Posted 29 июля 2009,, 20:00

Published 29 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Взрыв эмоций

Взрыв эмоций

29 июля 2009, 20:00
На последний день 3-го театрального фестиваля Teatro a Corte организаторы припасли аж четыре театральных представления. Труппы из Германии, Италии, Франции, сменяя друг друга, показывали свои постановки с вечера до глубокой ночи. Сценическими площадками стали сады, лужайки и стены самого большого из туринских замков –

Мы все еще помним времена, когда по строгому дресс-коду театральный зритель должен был надевать вечернее платье, а в качестве примера вопиющей безвкусицы во всех модных журналах непременно приводились посетители театров, пришедшие в храм искусства в кроссовках. Дамы приносили в театр туфли на высоких каблуках, переобувались в гардеробе, и, блистая декольте и бриллиантами, шли в зал занимать места согласно купленным билетам. На спектаклях Туринского фестиваля ни залов, ни расписанных мест, ни дам на каблуках встретить ни разу не удалось. Зрители располагались либо прямо на полу дворцовой залы, либо на травяной лужайке, либо перемещались следом за актерами, успевая во время представления накрутить пешком пару-другую километров. Так, во время представления «Прогулка и танец зелени», созданного компанией французского хореографа Даниэля Ларрье, публика обошла практически всю парковую часть замка, отданную под выставку современных скульптур. Четверо участников представления показывали акробатические номера то на фоне пластиковых деревьев, то на фоне прудов, то в березовой рощице на земле, засыпанной ореховыми скорлупками. Зрителям приходилось самим вспоминать физкультурные навыки, поспевая за бегущими актерами и стараясь не отвлекаться ни на полыхающий на небе сиреневый закат, ни на попутные красоты пейзажа. Возможно, самым внимательным зрителем стал парковый кролик, усевшийся неподалеку от лужайки с исполнителями и с самым серьезным видом следивший за тем, как женщина забирается на плечи мужчины и застывает там садовой скульптурой.

Уставшие от спортивной ходьбы зрители могли отдохнуть и даже подзакусить на лужайке, наблюдая представление «Трамудас – средиземноморский бродячий цирк» – копродукция молодой итальянской цирковой компании Carpe Diem и фестиваля «Moнтевеккио» с обязательными выступлениями гимнастов, акробатов, клоунов и жонглеров под развеселый оркестрик.

А затем простодушных молодых итальянцев сменили французские профессионалы компании «9.81» (название компании дала величина ускорения свободного падения: g = 9,81 м/с2). Сценической площадкой их премьерного спектакля Coleomur, созданного специально для фестиваля Teatro a Corte, стали стены замка Venaria Reale.

Две пары танцоров на специальных тросах исполняли сложнейшие акробатические трюки, перемещаясь по фасаду пьемонтского замка. Стена была высвечена прожекторами, и на ней в режиме реального времени менялась проекция, тут же создаваемая видеохудожником. Так, рядом с телами актеров возникали видеотени рыб, ящериц, дождевых капель. Совмещение живой музыки, световых эффектов, цирковых и танцевальных элементов создавало сложную мозаику представления, где каждый компонент вел свою отдельную партию. Как объяснил создатель шоу Эрик Леком, «главной задачей представления было заставить зрителя взглянуть новыми глазами на красоту дворца Савойских герцогов». Это входит и в общую задачу фестиваля Teatro a Corto. Муниципальные власти Турина решили, что масштабный театральный фестиваль – прекрасный повод напомнить миру о столице Пьемонта и об окружающем его ожерелье замков Савойской династии (в 1997 году ЮНЕСКО внесло их в список шедевров мирового значения).

Финальным представлением фестиваля стал спектакль-фейерверк Il Corso берлинской группы «Пан. Оптикум». Один из самых известных немецких уличных театров «Пан. Оптикум» существует уже более 25 лет и объездил практически все мировые театральные фестивали (в том числе в 2001 году он был участником Московской театральной олимпиады). Новая постановка Il Corso была создана на тексты стихотворений Пабло Неруды, где поэт задавал главные и детские вопросы: отчего трава зеленая? Куда уходят тени? На платформах, свободно перемещающихся среди зрителей, пели, кричали и танцевали актеры. А в финале небо взорвалось фейерверками: был создан своего рода живой ковер непрерывно льющегося огня, взрывались ракеты и шутихи, падали серебряные звезды. И на фоне этого огневого великолепия вращались на трапециях немецкие гимнасты.

И казалось, что фейерверк – один из самых простых, но и самых эффектных образов человеческого счастья. А уличный театр – один из самых радостных и доступных театральных жанров, который, к сожалению, практически неизвестен в России.

"