Posted 29 июля 2008,, 20:00

Published 29 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Кубик квадрата

29 июля 2008, 20:00
Десяток современных художников, уходя на летние каникулы, решили еще раз перепеть на новый манер известный образ «Черного квадрата» Малевича. Что из этого получилось, можно увидеть на выставке «100% blacksquare», которая проходит сейчас в Москве. Как и следовало ожидать, диалог с Малевичем получился неоднозначным: одни

Наряду с матрешками, икрой и ушанкой «Черный квадрат» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом, давно превратился в национальный, культурный и торговый бренд. Даже если человек никак не разбирается в течениях русского авангарда, его знаковое произведение этого направления всплывает сразу. Всплывает, как правило, в саркастически-ироничном контексте: вот вам современное искусство, полная деградация, когда от картины остается в прямом смысле черная дыра! В конце 1990-х годов на выставке Малевича в Третьяковской галерее обозревателю «НИ» приходилось наблюдать бесконечные группы, надолго останавливающиеся около «Квадрата». Нужно было слышать, какие комментарии давали экскурсоводы, чтобы «объяснить картину». Здесь тебе и борьба света с тьмой, и икона самого жестокого и негуманного ХХ века, и какие-то сложные математические соотношения вкупе с мистическими прозрениями. В общем, по числу интерпретаций и безумных инсинуаций «Черный квадрат» идет сразу за «Джокондой» Леонардо да Винчи.

Ничего удивительного в том, что «Квадрат» – это особого рода художественная валюта, которая ходит из рук в руки почти во всех актуальных российских галереях и музеях. Примерно такую же роль на Западе выполняет «Фонтан» Дюшана (писсуар, выставленный в начале века в качестве произведения искусства). Если хотите подвести фундамент под радикальные жесты и отрицание реализма с академизмом, лучшего примера, чем Малевич, вам не найти. Поэтому не так давно в Русском музее проходила выставка «Приключения Черного квадрата», на которой художники упражнялись в перекладывании черных и белых фигур. Теперь галерея «Pop/Off/Art» решила повторить тот же ход для летнего смотра – тем более что немало ее авторов принимали участие в питерской затее.

Как и полагается в таких случаях, выставка «стопроцентного Квадрата» больше похожа на артистический капустник. За юмор и иронию отвечает один из основателей «соцарта» Вагрич Бахчанян. Он придумал ряд «Мала мала Малевич» – линейка уменьшающихся квадратиков. Есть еще квадраты с концептуальными подписями: «Черный как икра квадрат» или «Черный как зависть квадрат». Социальное и даже конфессиональное звучание темы – у Аладдина Гарунова. В виде квадратов он разложил на полу восточные молитвенные коврики. Рядом почти исследовательские схемы Александра Панкина: художник выяснил, что белые и черные поля на картине Малевича равны по площади – поэтому можно устроить некое «распыление», переформатировать квадрат так, чтобы два цвета поменялись местами. Наконец, имеется образец квадрата как сувенира и почти безделушки. Олег Артюшков сделал чисто российскую версию кубика Рубика. Вместо цветных сторон у него на каждом боку – черный квадрат.

Вряд ли перепевы старой песни могут стать хитами. Точно так же ничего особо нового о Малевиче и ее творении галерейные художники не произнесли. Такая выставка отлично бы смотрелась в стенах Третьяковки, разместись рядом с оригиналом. Стала отличным подарком зрителям, изголодавшимся в мертвый сезон. Но так уж вышло, что Третьяковка не может разобраться с современностью. Культурную брешь приходится закрывать несколько в стороне – на галерейном поле.

"