Posted 29 июля 2004,, 20:00

Published 29 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Серийные телеманьяки

Серийные телеманьяки

29 июля 2004, 20:00
Двадцать лет назад в эфир американского телеканала NBC вышел сериал «Санта-Барбара». В 1992 году начался его показ в России, растянувшийся на целое десятилетие. Не будет преувеличением сказать, что именно успех этого сериала у отечественной аудитории дал толчок к производству многочисленных российских «телетянучек».

Популярнее «Санта-Барбары» в России сериала, пожалуй, не было и теперь вряд ли будет. Даже первые «мыльные оперы» про плачущих богатых и рабыню Изауру, попавшие на отечественный телеэкран, не имели такого успеха. Все-таки десять лет в отечественном эфире – это срок. Помнится, два года назад, когда «Санта-Барбара» заканчивала свой марафон на РТР, народ, сердцем прикипевший к героям сериала, чуть ли не на демонстрации готов был выходить с лозунгами «Даешь продолжение!». Однако показывать больше было нечего – съемки «С-Б» были закончены еще в сентябре 1992 года. Сериал не выдержал острой конкуренции с массой других дневных сериалов в США, производители вынуждены были поставить точку в истории непростых взаимоотношений Мэйсона и Мэри, а также ряда других персонажей из курортного местечка.

Свято место оставлять пустым – непозволительная роскошь по нынешним временам. Это раньше, в советские времена, можно было позволить себе отключить вещание канала на несколько часов посреди бела дня. Да и для кого было вещать, если все граждане страны с 8.00 до 17.00 в едином порыве строили социализм. Однако к середине 90-х в России сложился мощный класс потребителей «телетянучек» – домохозяек и пенсионерок. Родное телевидение с присущей ему щедростью позаботилось об их досуге: очень скоро мексиканско-бразильских сериалов стало столько, что у зрительниц голова шла кругом от обилия героев и сюжетных ходов. Вечерами на лавках у подъездов «заслуженная старость» ожесточенно спорила друг с другом, кто, откуда, зачем и в каком сериале это происходит. И, разумеется, чем все закончится.

Потом в головы теленачальников проникла здравая идея о том, что и активный слой граждан можно приохотить к данному жанру. В конце концов смотрит же народ по пятницам многолетний сериал «Поле чудес»! В нем даже сюжет из серии в серию один и тот же (с незначительными вариациями на тему подарков ведущему и приветов на родину), а поди ж ты, народу нравится! Так началась у нас эра немилосердной штамповки сериалов с местным, чисто российским колоритом.

Видимо, кто-то где-то когда-то сказал, что детектив – король не только среди литературных, но и телевизионных жанров. А бандит и следователь – главные герои эпохи первоначального накопления (а сегодня уже и перераспределения) капитала. И их личная жизнь, а также деловая активность крайне интересны всем без исключения телезрителям. Чего только мы не увидели за последние годы! И «Бригаду», и «Ментов», и «Каменскую», и «Турецкого», и «Вкус убийства», и «Бандитский Петербург», и проч. Так же, как всякий канал сегодня имеет информационно-криминальную программу, все обзавелись и сериалом данной тематики – покупного или собственного производства. У нас в стране, знамо дело, ничего интереснее криминальных разборок не происходит – что внизу, что наверху. Еще, конечно, всегда тянет клонировать чужую популярность – у них получилось, а чем мы хуже? Успех «Ментов» был безусловным, но попытки других пройти триумфальным шествием по проспекту чужого успеха чаще всего оборачиваются «переулками разбитых фонарей».

Взамен «Богатых», которые плачут, — «Дорогая Маша Березина»

Вообще, сериалы показали себя универсальной, а во многих случаях и незаменимой телезапчастью. Скажем, скоропалительно закрывают по причинам «низкого рейтинга и беззубости» популярную «Красную стрелу» – на ее место легко встает отечественный сериал о французском сыщике. Маковецкий в роли Мегрэ, конечно, зрителя не рассмешит, не убаюкает и тем более не даст комментария по актуальной злободневной проблеме, всех нас касающейся. Но эфирное время «забито» без особой головной боли, дешево и сердито.

Впрочем, всех заткнул за пояс «сериальный маньяк» – канал СТС: здесь снимают одновременно несколько сериалов, не менее чем по серии в день. Причем сами зрители, собираемые в фокус-группы, вносят по ходу дела поправки в сценарий.

Сериальный бум дошел до самых народных глубин. В приморском Уссурийске местные бандюки не только на свои кровные сняли целый сериал «Спец» (см. «Новые Известия» от 26.07.04), но и сами сыграли в нем. Теперь крутят на местном дециметровом канале. Говорят, народу нравится.

...Справедливости ради нужно сказать, что есть примеры вполне успешных не бандитских сериалов. Сам по себе жанр сериала – это ведь необязательно картонные персонажи, убогие монологи, скромный бюджет. «Идиот» канала «Россия» не только взял ряд престижных зарубежных наград, но и произвел настоящий ажиотаж в книжных магазинах столицы – люди с невиданной активностью скупают Достоевского. Растет популярность «Бедной Насти» канала СТС. Может быть, потому что сериал помогают делать настоящие профессионалы, режиссер Гарри Боуэни и продюсер Эрик Превен, работавшие над «Санта-Барбарой»?..

"