Posted 29 июля 2004,, 20:00

Published 29 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Я поведу тебя в музей...

Я поведу тебя в музей...

29 июля 2004, 20:00
В Москве работают 438 музеев (по крайней мере именно столько музеев советует посетить специализированный интернет-сайт). То есть любой желающий каждый день в году может ходить в разные музеи, и еще сотня останется про запас. Понятно, что всякий нормальный человек каждый день в музей не ходит. Он посещает, скажем, с дес

По данным Американской музейной службы, музей тогда может считаться успешным, если его посещают примерно 400 тысяч человек в год. Успех в данном случае не денежный, а чисто культурный – так музей отрабатывает доверенное государством «паблисити». Как раз сейчас в Вашингтоне разгорелся скандал вокруг Музея города, открытого в прошлом году. Скандал из-за того, что его посетило всего 300 тысяч туристов, а затраты на реконструкцию превышают 20 млн. долларов.

У нас другая ситуация. Музеев, которые в столице знают все, не так много – десяток-другой. Еще с сотню, о которых «что-то слышали». И несколько сотен музеев-для-галочки, музеев-на-любителя и музеев-причуд. Попадаются такие уникумы, о которых не слышали даже специалисты. Десятками насчитываются музеи при предприятиях, такие, как, например, Музей трудовой и боевой славы второго часового завода (МХАООТ «Славы») на Ленинградском проспекте. Не меньшее количество музеев города вроде Музея истории городского освещения «Огни Москвы» в Армянском переулке. Есть Музей шахмат на Гоголевском бульваре и Музей «Русские валенки» во 2-м Кожевническом переулке. И даже совсем экзотичный – Музей парапсихологии на улице Яблочкиной, который, правда, корреспондентам «НИ» застать открытым так и не удалось. Что не удивительно – парапсихология все-таки.

Редкие посетители в музее конструкторского бюро им. А. С. Яковлева.

Есть Музей подпольная типография на Лесной улице, все достоинство которого – подвал, запрятанный в глубине продовольственной лавки, где печатались революционные листовки.

На Поклонной улице до сих пор действует Педагогический музей Макаренко (туда можно прийти только по записи). Еще более экзотичный Музей мозга (при НИИ мозга). Он хоть и пребывает в полуразрушенном состоянии, но до сих пор проводит экскурсии.

С таких музеев-аттракционов спрос мал. Другое дело, Музей истории города Москвы, занимающий центральную позицию прямо в центре. Обозреватель «НИ» трижды на неделе заходил в совершенно пустое здание с тремя частями экспозиции: на втором этаже развернулась выставка из истории города с восковыми фигурами селянок и кузнецов, в двух других залах – Москва бытовая XIX века (выставка почти без пояснений). И отдельный раздел, посвященный району Малой Дмитровки и Страстного бульвара с костюмами из Ленкома и Новой Оперы. Ни тебе ощущения города, ни желания заинтриговать зрителя, ни одного нововведения из арсенала XXI века. По замечанию смотрительниц, в среднем в день приходят 50 человек. При нехитром умножении получаем – около 19 тысяч в год. Даже со всеми обязательными экскурсиями цифра не дотягивает до мировых стандартов.

Все музеи-усадьбы похожи друг на друга.

Американские власти давно бы закрыли никому не нужный довесок. Но в России совершенно другая музейная идеология. Во-первых, музеи здесь возникают исключительно «на память». Об интересе посетителей никто не заботится. Хотите – приходите, хотите – нет. Во-вторых, все российские музеи создавались на госсредства без участия частных вкладчиков. Оттого никто и не интересовался их судьбой: есть – и слава Богу. Музеи в свою очередь, получая мизерные дотации, находят оскорбительными все требования насчет улучшения. Дайте денег – тогда отчитаемся.

Проблема в том, что деньги в музеях решают ровно половину задачи. Через два года Пушкинский и Третьяковка обрастут новыми тысячами квадратных метров выставочных площадей, но не факт, что эти площади будут рентабельными. Музеи у нас уже научились подсчитывать фонды и предъявлять требования к инвесторам, но инвесторы (прежде всего государство) пока не выработало никаких критериев оценки музейной работы. Может быть, Музей мозга (если дать ему чуть больше денег) окажется куда эффективней, чем бесчисленные филиалы Музея города Москвы? И не пора ли для пропаганды никому не известных музеев привлечь инвесторов со стороны? Впрочем, все это пока только рассуждения о количестве, которое никак не переходит в качество.



Справка «НИ»

В ведомстве Министерства культуры РФ находятся 2012 музеев (каждый год их количество увеличивается примерно на 30). Помимо министерских, есть еще местные и ведомственные хранилища. В Москве за Минкультом закреплено чуть больше одной десятой всех музеев (47 объектов из 438), остальные находятся на балансе других ведомств. Среди них, естественно, есть безусловные лидеры – «статусные учреждения» – они у всех на виду: Третьяковская галерея, Кремль, Исторический, Пушкинский музеи (ГМИИ). Остальные должны подтягиваться к показателям фаворитов. За 2002 год Кремль поселили 1908 тысяч человек, Третьяковку – 1375 тысяч, Исторический музей – 1100 тысяч, ГМИИ – 824 тысяч. На абсолютной вершине по посещаемости среди всех российских музеев Дворцы Петергофа (2669 тысяч). Однако число посетителей почти не влияет на доходность. Любой музей убыточен. От продажи билетов и коммерческой деятельности он покрывает только одну треть своего бюджета (Третьяковка получила год назад 340132 тысячи рублей, заработала – 171816 тысяч, и это при том, что она – самая «выгодная»).

"