Posted 29 июня 2008,, 20:00

Published 29 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Пойдет другим путем

29 июня 2008, 20:00
Директор Третьяковкой галереи Валентин Родионов уволил руководителя отдела новейших течений Андрея Ерофеева за «нарушение музейного порядка». Руководство музея заверяет, что увольнение носит чисто дисциплинарный характер (Ерофеев получил пять выговоров), в то время как сам куратор уверен – в галерее происходит откат в

В интервью «Новым Известиям», которое директор Третьяковки дал перед судом с министром культуры, господин Родионов ясно намекал, что в истории с «Целующимися милиционерами» его «подставили» с двух сторон. Правда, на тот момент обида на министра Соколова перевешивала все остальные – музей фактически обвинили в коррупции, надо было срочно спасать репутацию. Второй виновник скандала, разгоревшегося вокруг парижской выставки «Соцарт», находился в музейном лагере – это был собственно автор и куратор выставки, и его тогда «выдавать» не стали. Однако всем было известно, что отношения Родионова и Ерофеева не просто натянутые – взаимная неприязнь дошла до критической точки. Все разрешилось только сегодня в духе последних веяний безличными чиновничьими методами, с вынесением дисциплинарных взысканий и увольнением по статье.

Известно, что Андрей Ерофеев постоянно дистанцировался от музейного консерватизма. Он и поныне живет идеалами нон-конформистов, произведения которых собирал с 90-х годов. Его «проникновение» в Третьяковку (переселение ерофеевской коллекции из Царицыно на Крымский Вал) случилось семь лет назад, когда музей всерьез претендовал на роль летописца ХХ века. Но даже тогда выставки Ерофеева с трудом вписывались в музейный формат. Теперь же, когда работе с Третьяковкой Ерофеев предпочел провокационный Центр Сахарова, их пути окончательно разошлись.

Напомним, что до сих пор идет судебное разбирательство по выставке «Запретное искусство», которую устроили директор Сахаровского центра Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев – зрителям предлагалось оценить работы, не принятые музейными и прочими госкомиссиями. Поэтому нынешнее сообщение об увольнении Ерофеев расценивает как «удар ножом в спину».

Если судить по комментариям, которые сразу после развода дали директор галереи и хранитель отдела новейших течений, они говорят на разных языках и не желают друг друга слушать. Родионов заявляет о фактах нарушения хранения – сотрудник выдавал вещи без разрешений и не учитывал вновь появляющиеся работы. Ерофеев настаивает, что музей откатывается в советское прошлое, перекрывает кислород всему актуальному и критическому. К слову сказать, помимо Ерофеева, в Третьяковке современное искусство собирают еще несколько отделов, но лишь за «новейшими течениями» закрепился статус подлинного нон-конформистского искусства.

Теперь двум сторонам придется доказывать свою состоятельность. Ерофееву – искать другую арт-площадку для идей и произведений. Третьяковке – убедить публику, что она может делать живые выставки искусства конца прошлого и начала нынешнего столетий, в котором изначально заложен элемент провокации.

"