Posted 29 мая 2012,, 20:00

Published 29 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

С розой наперевес

С розой наперевес

29 мая 2012, 20:00
В Академии художеств в атмосфере богатого застолья с цыганами прошла презентация нового творения Зураба Церетели – памятника Марине Цветаевой, который будет установлен во французском городке Сен-Жиль-Круа-де-Ви. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения великой русской поэтессы. С помощью церетелиевской статуи фр

По уже сложившейся традиции, памятник Марине Цветаевой – это дар русской стороны (отправка монумента идет под президентским патронатом) и лично Зураба Церетели. Двухметровая композиция – босая поэтесса, сидящая на скамейке с розой в руке – была отлита в Петербурге, затем на неделю переправлена в Москву и уже готовится к упаковке и переезду во Францию. К слову, памятник доставят целиком, не разбирая на детали.

Если судить по проектной документации, Цветаева будет установлена в центре небольшой круглой площадки, выделенной на главной городской аллее. По мысли Зураба Церетели, эта аллея вообще может превратиться в русский променад – по соседству скульптор готов поставить памятники Шостаковичу, Солженицыну, Высоцкому и Бродскому. Как известно, президент Академии художеств постоянно пополняет свой цикл «Мои современники», посвященный великим деятелям культуры ХХ века. Правда, те деятели, которых эмигрантская судьба действительно занесла во французскую Вандею, – Сергей Прокофьев, Константин Бальмонт еще не изготовлены.

Пытаться как-то объяснить образ, рожденный фантазией Зураба Церетели, – дело неблагодарное. Здесь, как и во многих других творениях президента академии, много сделано чисто интуитивно. Почему поэтесса босоногая? Одни объясняют это бесприютностью Цветаевой, другие – близостью к земле, к почве, особой интимностью… Почему Марина Ивановна так картинно поднимает перед собой розу? Сам Церетели комментирует это как «дар мужчины прекрасной даме». На вернисаже этот цветок сподвиг многих посетителей класть на колени поэтессы многочисленные букеты роз. В то же время особо памятливые читатели вспомнили цветаевские строчки: «Девочка мальчику розу дарит, первую розу с куста. Девочку мальчик целует в уста, первым лобзаньем дарит». Если уж говорить про «мальчиков», то на одном из проектов видно, что рядом с Цветаевой на лавке сидел Борис Пастернак. Но затем Зураб Церетели решил развести их по отдельным монументам (Пастернак ждет своей очереди на установку в Москве).

Куда интересней, чем расшифровка монументальных идей, сам факт освоения Зурабом Церетели французской территории. Два года назад с большим резонансом скульптор установил в Гаскони памятник четырем мушкетерам. До того подарил Франции «Бальзака» и мемориал, посвященный папе Иоанну Павлу II. Все эти монументы были приняты очень благосклонно. Вот тут и поверишь в тезис насчет бурной утечки наших капиталов за границу.

"