Posted 29 мая 2011,, 20:00

Published 29 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

В столице прошел вечер памяти Романа Козака

В столице прошел вечер памяти Романа Козака

29 мая 2011, 20:00
В столице прошел вечер памяти Романа Козака

В Центральном доме актера 28 мая вспоминали Романа Козака, актера, режиссера, девять лет руководившего Театром Пушкина, педагога Школы-студии МХТ. Он ушел из жизни год назад. Друзья и коллеги, среди которых Олег Табаков, Константин Райкин, Анатолий Смелянский, Людмила Петрушевская, Юрий Еремин, произносили самые теплые слова и растерянно признавались в том, что до сих пор не могут до конца поверить в случившееся.

Друзья говорили не только о творческих, но и о человеческих талантах Козака. Олег Табаков назвал его «добрым от природы» человеком и заметил, что к нему применимо редкое сегодня слово «кротость». Драматург Людмила Петрушевская с нескрываемым волнением рассказывала о работе над спектаклем «Чинзано» в театре-студии «Человек»: Козак выступил в ней и как режиссер, и как актер. Михаил Ширвиндт, многолетний товарищ Козака, отметил его «профессиональное умение дружить». А театровед Борис Любимов определил его как «последнего романтика». Режиссер Юрий Еремин, передавший в свое время Роману Козаку руководство Театром Пушкина, назвал его «человеком Возрождения»: Козак был физиком (учился в физико-математической школе), актером, режиссером, педагогом, делал сценографию к некоторым из своих спектаклей…

По замыслу организаторов выступления гостей перемежались с фрагментами интервью самого Романа Козака, эпизодами из постановок с его участием. С экрана он рассказывал с легкостью, иронией, живыми деталями о поступлении на курс к Олегу Ефремову, о настоящей студийной жизни в театре «Человек» Людмилы Рошкован, об отважном поступке – уходе из Художественного театра, от Ефремова, и создании «Пятой студии МХТ», о своих мечтах о «театре-доме», которым должен был стать Театр им. Пушкина… Выдавал афористичные фразы, например: «Театр – дело сердечное» или «Людмила Петрушевская – главный могильщик соцреализма». И азартно пел «Мочалкин блюз» – в роли Валентина из легендарного «Чинзано». Из этих отрывков и из высказываний коллег складывалась, получала художественное завершение картина яркой судьбы с неожиданными поворотами и смелыми решениями.

"