Posted 29 мая 2008,, 20:00

Published 29 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

Ультиматум для «Маленького принца»

29 мая 2008, 20:00
Наследники Антуана де Сент-Экзюпери отправили в российские театры письма, в которых выдвигают новые требования к постановкам сказки «Маленький принц». Они еще в начале года попросили, чтобы сценическая версия была максимально приближена к тексту. В противном случае, пригрозили наследники писателя, невыполнение их требо

Первым с «Маленьким принцем» простился петербургский ТЮЗ, на сцене которого сказка шла на протяжении 17 лет. Главное требование, которое не сможет выполнить театр, заключается в том, что Принца должен играть не профессиональный актер, а ребенок в возрасте до 14 лет.

Однако возраст артиста – далеко не единственное требование. По просьбе родственников Экзюпери, декорации и костюмы в спектакле должны быть созданы по эскизам писателя, а текст инсценировки соответствовать переводу Норы Галь. Мало того, в спектакле не должна звучать музыка и не допускаются режиссерские трактовки.

В театры эта информация поступила от Российского авторского общества (РАО). Именно оно, ссылаясь на наследников писателя, разослало официальное обращение. На первый взгляд, эти требования законны: наследники имеют право делать свои поправки к постановкам и распоряжаться дальнейшей судьбой сказки. Однако такое право появилось у них только 1 января 2008 года, когда в России вступил в силу новый Гражданский кодекс, согласно которому срок охраны авторских прав продлен не до 50 лет после смерти автора, как было раньше, а до 70-ти. Иными словами, еще в прошлом году произведения Экзюпери не охранялись наследниками, и те не могли выставлять своих требований. И «Маленький принц» благополучно ставился на разных сценах страны.

С таким положением вещей не согласились в московском театре «Модерн». «Мы адресовали в Российское авторское общество письмо, где заявили, что «Маленького принца» как играли, так и будем играть, – сказал «НИ» Кирилл Крок, директор-распорядитель театра. – Специалисты РАО должны знать, что закон обратной силы не имеет. Следовательно, никакие поправки в нашу сказку, поставленную в 2001 году, не могут быть внесены».

Как выяснил корреспондент «НИ», руководители многих российских театров проигнорировали обращение родственников Экзюпери, оставив спектакль без изменений. «Да и как выполнять такие бредовые требования? – комментирует главный специалист Кабинета театров для детей Союза театральных деятелей России Алексей Гончаренко. – Это ведь нереально и невыгодно даже для самих наследников, так что многие руководители театров на эту глупость просто не обратили внимание».

Однако вся эта история печально обернулась для петербургского ТЮЗа им. Брянцева. Питерцы, опасаясь судебных тяжб, поспешили убрать спектакль из репертуара. Но все же связались с наследниками Экзюпери. «Когда спектакль был уже снят из репертуара, мы наконец дозвонились им по телефону, – рассказывает Ирина Соколова, неизменная исполнительница Маленького принца. – И с удивлением услышали, что наследники теперь отказываются от своих слов. Они пояснили нам, что произошло недоразумение. Они разослали обращение якобы с той лишь целью, чтобы получить информацию, в каких городах России идет «Маленький принц», и урегулировать гонорарные отношения. Но мне кажется, они лукавят, поскольку в письме четко прописаны требования. А попросту сказать – побоялись, что не будут теперь получать от русских театров денежных отчислений, если те вдруг снимут сказку из своего репертуара».

Как нам стало известно, от каждого спектакля наследники намеревались получать 7% сбора. И это не единственный их доход. Одна только сувенирная продукция с символикой «Маленького принца» приносит им до 30 млн. евро в год.

"