Posted 29 мая 2005,, 20:00

Published 29 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Виндзорские ведьмы

Виндзорские ведьмы

29 мая 2005, 20:00
Премьера оперы «Виндзорские проказницы» Отто Николаи, прошедшая в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, не только открыла москвичам подзабытого немецкого композитора позапрошлого века. Одновременно эта постановка доказала, что самый странный театральный деликатес можно приготовить по-настоящему вкусно.

В пяти столичных оперных театрах вкусы публики разные. Москвичи давно уже привыкли к незамысловатому оперному меню. В Большом театре дорогую русскую музыкальную кухню, приправленную европейскими деликатесами, предпочитают богатые бизнесмены и чиновники. Только здесь после блестящей «Хованщины» Мусоргского могут предложить дорогую итальянскую «Турандот». Похожую на ГАБТ кухню Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко обычно предпочитают туристы и местные меломаны средней руки. Меню «Геликон-оперы», расположенной в бывшем Доме медика, на любителя. Эти постановки сродни китайской кухне (никогда не знаешь, какой острый поворот сюжета ждет классическое произведение. Драма может обернуться трагедией, и наоборот). Колобовская «Новая опера» в саду «Эрмитаж» также любит эксперименты – их кондитерские опыты (вроде приторных «Искателей жемчуга» в постановке Романа Виктюка) по вкусу, наверное, только московской богеме. Камерный музыкальный театр Бориса Покровского на Никольской, затерянный где-то между дорогими ресторанами и дешевыми забегаловками, похож на маленький французский ресторанчик, который по карману и по вкусу уцелевшей после перестройки московской интеллигенции.

Корифей отечественной режиссуры, Покровский наполнил репертуар театра редкими музыкальными деликатесами, каких не сыщешь на других сценах. Где же еще, как не здесь, в Москве полакомишься операми Сальери и Генделя или «Сорочинской ярмаркой» Мусоргского и «Носом» Шостаковича. Новая премьера Покровского – в ряду тех самых блюд, которые у обычного меломана не вызывают аппетита: музыка немца Отто Николаи незнакомая, да и история знаменитого шекспировского Фальстафа лучше смотрится в одноименной вердиевской опере в постановке Большого театра. Однако если помпезный итальянский «Фальстаф» в ГАБТе – торжество имперского стиля, то немецкие «Виндзорские проказницы» – про то, как две кумушки надули стареющего Дон Жуана, – у Покровского похожи на ресторанный водевиль. Тем любопытным, что забрели в эту субботу на премьеру ВП, наверняка поначалу было скучновато. Кому же понравится выслушивать маршеобразные дуэты двух бюргерш с трясущимися руками, которые как назло от волнения не совпадают с оркестром. Это потом, когда действие набирает обороты, звучат мотивы канкана, и девушки начинают, пританцовывая, издеваться над ловеласом Фальстафом, сюжет все больше нравится публике. Премьер камерного театра Герман Юкавский (Фальстаф) от души смешит народ, умудряясь совмещать сложную партию с комической игрой. Ближе к финалу слушателей уже почти не тревожат музыкальные огрехи вокалистов (они сведены на нет), а занимает скорее буффонада на сцене и странный винегрет из немецких маршей, канкана, почти моцартовских оперных речитативов и мендельсоновской романтики оркестра. Вполне классическая постановка, где в других театрах обычно статичные оперные артисты предпочитают петь, сложа руки на животиках, здесь походит на американский мюзикл. Герои размахивают руками, потрясают метлами и ружьями. И пусть эти ружья за все три часа действа так ни разу и не выстрелили – публика остается довольной. Ведь, как выясняется, опера не такой уж и скучный жанр.

"