Posted 29 марта 2016,, 21:00

Published 29 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Прекрасен ли союз

Прекрасен ли союз

29 марта 2016, 21:00
Трагикомедию «Друзья», режиссерский дебют одного из самых известных французских актеров Луи Гарреля, сына режиссера Филиппа Гарреля, ждали долго. Премьера прошла еще на Каннском кинофестивале, где Гаррель номинировался на «Золотую камеру» как дебютант и на «Квир-пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-тематики, но призов не

Нелепый простофиля Клеман (Венсан Макен), актер эпизодов, влюбляется в восточную красавицу Мону (иранская актриса Голшифте Фарахани) и каждый день караулит ее рядом с кафе, где она работает. После работы Мона всегда спешит на пригородный поезд. Друг Клемана, холодный и циничный Абель (сам Луи Гаррель), советует ему однажды вытащить Мону из поезда и заставить провести время с ним. Коварный план удается, после чего раскрывается до того известный только зрителю секрет Моны – она отбывает наказание и каждый вечер обязана возвращаться в тюрьму. Причину мы так и не узнаем – режиссер скрывает ее, будто опасаясь социальных нот в своей картине.

Сценарий к фильму вместе с Гаррелем писал Кристоф Оноре – мастер изображения любовных перипетий, исканий молодых людей и передачи зрителю заразительной витальной энергии от игры своих актеров. В большинстве его фильмов снимался и Гаррель, всегда играя отстраненного красавца, циничного инфантила – в «Парижской истории», «Всех песнях только о любви», «Моей матери»… Гаррель не изменяет этому амплуа и в своем фильме.

«Похитив» Мону, герои в качестве массовки отправляются к месту съемок фильма на одну из самых излюбленных французских тем – парижских событий в мае 1968 года. На этом моменте становится как-то даже не смешно: эпизод, претендующий быть посвящением «Мечтателям» Бертолуччи, прославившим Гарреля как актера, или «Постоянным любовникам» его знаменитого отца, оборачивается простым гэгом, шуткой на фоне картонных баррикад, на которых Клеман еще и калечит себя из-за того, что Мона его «не любит». Далее в фильме все будет случайно, наивно, невпопад. Нарочито философские диалоги, превращение скромной Моны в роковую женщину после ее нелепого танца в баре, связь между Абелем (лучшим другом Клемана) и Моной, организованный Абелем побег Клемана из больницы – Гаррель очень старается быть таким же, как Оноре, старается играть в режиссера. Вопрос, для чего это понадобилось прекрасному актеру, остается открытым.

Вообще в «Друзьях» тема мужской дружбы действительно показана не так, как привычно зрителю. Абель и Клеман – не закадычные друзья, но и не сблизившиеся по несчастью приятели, их объединяет нечто другое. Гаррель показывает чувственную сторону дружбы, нежную мужскую дружбу – то и дело ждешь, как она скатится в гомосексуальную любовь или хотя бы интрижку, но этого не происходит.

Еще он поднимает популярную и острую в наше время тему потерянности современных тридцатилетних, которых в американском кино называют «kidults», то есть «взрослодети». Они вроде бы состоятельные люди, но могут обидеться, когда один не купил другому пиво. Должны быть ответственными перед своими отношениями – но скрывают мелкие грешки. Должны серьезнее относиться к поступкам – но предпочитают протанцевать ночь в баре, какими бы ни были последствия. То есть актуальная идея для фильма у Гарреля все-таки была, но богатый актерский опыт и начитанность отчего-то сыграли с ним злую шутку: кусочки, обрывки других фильмов, по понятным причинам не дающие покоя Гаррелю, потомственному кинематографисту, никак не желают складываться в цельное высказывание – и в них идея не получила достойного воплощения, затерявшись среди картонных баррикад.

"