Рус
Eng
Фараон-то ненастоящий!

Фараон-то ненастоящий!

30 января 2015, 00:00
Культура
СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ
Музеи в Европе, имеющие мумии, сейчас в срочном порядке проводят экспертизы древнеегипетских экспонатов. Администрации многих музеев опасаются, что в их коллекциях могут оказаться фальшивки.

Причиной переполоха стал Ватикан, в музеях которого нашли поддельные мумии. Все началось с двух мумий детей. Анализ установил, что они сделаны в XIX веке, скорее всего шайкой британских мошенников. Куратор ватиканских коллекций Египта и Ближнего Востока Алессия Амента опасается, что поддельными могут оказаться до 40 мумий.

В том, что Ватикан и ,вполне возможно, вся Европа наводнены фальшивыми «древнеегипетскими» мумиями недавнего изготовления, сомневаться не приходится. Ошибка исключена, потому что ученые самым тщательным образом анализировали вышеописанные мумии в течение семи лет. В папских музеях находятся две детские мумии примерно 60-сантиметровой длины и семь мумий взрослых. Все они прошли рентген, разные виды сканирования и другие анализы, включая датирование при помощи изотопов углерода, в ходе крупного проекта по изучению ватиканских мумий.

Ученые нашли в детских мумиях комбинацию из множества самых разных ингредиентов: настоящие древнеегипетские бинты, которым не меньше четырех тысяч лет; тонкие кусочки олова, произведенные, очевидно, в Соединенном Королевстве в XIX веке; черную смолу, которой не было в Египте времен фараонов, и т.д. «Это типичная для британских мошенников XIX века техника», – объяснила Алессия Амента газете Corriere della Sera.

Анализ одной из костей «детской» мумии показал, что это большеберцовая кость и что она принадлежит не ребенку, а взрослому человеку, причем жившему не в Древнем Египте, а в Средние века.

Подделка мумий – явление не такое уж и редкое и имеет простое объяснение. В конце XIX века, когда британский колониализм на Ближнем Востоке достиг апогея, в Соединенном Королевстве и других европейских странах началась эпидемия увлечения Древним Египтом в целом и мумиями, в частности. Не удивительно, что ловкие мошенники пытались заработать на «мумиямании». Они изготавливали фальшивые мумии и продавали их музеям за огромные суммы.

Если имена «умельцев» из Великобритании, подделавших мумии, едва ли удастся установить по прошествии столь долгого времени, то имя автора другой грандиозной аферы – подделки дневников Гитлера – хорошо известно.

Художник и торговец старинным оружием из Штутгарта по имени Конрад Куяу прославился в 1983 году, когда он едва не стал автором самой громкой сенсации XX века. Герр Куяу ухитрился убедить сотрудников солидного и авторитетного журнала Stern, что у него есть дневник... Адольфа Гитлера, который тот якобы собственноручно вел в 1932–1945 годах. В качестве бонуса, так сказать, к дневнику фюрера прилагался блокнот, который раскрывал тайну перелета Рудольфа Гесса в Англию.

Куяу рассказал, что дневник нашел его брат, офицер из ГДР, в обломках немецкого самолета, разбившегося в последние дни войны в районе Дрездена.

Несомненно, Конрад Куяу – отличный психолог. Вполне вероятно и то, что он обладает даром убеждать собеседника. В журнале сделали несколько поверхностных проверок и с чистой совестью заплатили за дневник 9 млн. западногерманских марок. Журнал Stern напечатал выдержки из дневника Гитлера. После первой же публикации тираж журнала увеличился на 300 тыс. экземпляров. Публикация имела колоссальный успех. Куяу забросали предложениями самые солидные издания планеты. Sunday Times, Paris Match, Panorama и многие другие журналы и газеты хотели напечатать выдержки из дневника Гитлера и были готовы заплатить за разрешение большие деньги.

Stern сопроводил первую публикацию высокопарным комментарием, что теперь, наверное, придется переписывать историю XX века. Но не пришлось. Уже через две недели начали появляться свидетельства того, что уважаемые и солидные журналисты стали жертвами грандиозного мошенничества и превратились во всеобщее посмешище. Первым о том, что дневник является подделкой, заявил специалист-почерковед, нанятый журналом Newsweek для проверки его подлинности. Затем то же самое неопровержимо доказали анализы бумаги и чернил.

Конрада Куяу арестовали, судили и дали за подлог 4,5 года тюрьмы. Самое интересное, что, выйдя на свободу, он вернулся к старому ремеслу. Только теперь Конрад действовал умнее. Он взялся за то, к чему у него был несомненный дар, – за кисть, но только с полукриминальным уклоном. Куяу начал подделывать картины знаменитых живописцев, естественно, с их подписями. Однако для того, чтобы опять не угодить за решетку, он на каждой картине в каком-нибудь укромном месте ставил и едва заметную свою подпись.

Художником Конрад Куяу оказался очень хорошим. Он написал так много картин Пикассо, Ренуара, Ван Гога и других известных живописцев, что его внучка открыла в 2000 году, уже после смерти талантливого дедушки, музей подделок Конрада Куяу. Кроме работ самого Куяу, в нем были и… подделки его подделок. Конрад был настолько известен, что подделка его подписи позволяла продать фальшивое полотно за приличные деньги.

И все же, по понятным причинам, чаще всего мошенники подделывают старинные артефакты. Одной из самых известных археологических мистификаций является так называемый Человек из Пилтдауна.

В 1912 году английские археологи нашли в окрестностях местечка Пилтдаун, расположенного в графстве Сассекс, фрагменты черепа и челюстную кость доисторического предка современного человека, якобы жившего в тех краях как минимум 500 тыс. лет назад. О солидном возрасте Пилтдаунского человека можно было судить по останкам животных, найденных рядом. Археологи решили, что нашли то самое «недостающее» звено между обезьяной и человеком.

Находка в Пилтдауне произвела сенсацию, потому что доказывала теорию Дарвина. Эйфория продолжалась четыре десятилетия. Только в 1953 году во время исследований выяснилось, что зубы в челюстной кости сточены... напильником. Челюсть, оказывается, принадлежала орангутангу, а череп, хотя и старый, но все же не настолько, чтобы считать его «недостающим» звеном, потому что ему не больше 600 лет.

Что касается автора дутой сенсации, то тут никакой ясности нет. Скорее всего, это кто-то из тех археологов, что нашли Пилтдаунского человека. Есть и совсем экзотические версии. Согласно одной из них, например, череп с костью закопал не кто иной, как сэр Артур Конан Дойл, литературный отец Шерлока Холмса. Кстати, писатель жил недалеко от Пилтдауна.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter