Posted 29 января 2007,, 21:00

Published 29 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Генераторы нимбов

Генераторы нимбов

29 января 2007, 21:00
Проект с категоричным названием «Верю» еще до своей реализации привлекал внимание сразу по двум причинам. Во-первых, в качестве идейного вдохновителя и куратора выступил бывший провокатор и самый известный из актуальных художников Олег Кулик. Во-вторых, именно с этой экспозиции должен был открыться новый арт-центр – от

После столкновений художников с православными активистами и прочими обиженными на святотатства заявлять выставку под заголовком «Верю» не то чтобы безрассудно, но слишком уж конъюнктурно. И хотя у «винзаводовской команды», насчитывавшей более пяти десятков славных мастеров, было искушение подразнить лихо, Олег Кулик настойчиво отрицал даже намек на иронию и провокацию. Он объяснял, что выставка не о религии (тогда бы было «Верую»), а о доверии, о поиске новых путей искусства, о том, как выйти из кризиса меркантильности к большой духовности. Принять участие в ней приглашались даже религиозные мыслители, чтобы наставить участников на путь истинный.

Хотели этого наши кураторы или нет, но они повторили ход мыслей устроителей выставки «Бог» в Лондоне. Там также художникам было предложено не передергивать имеющиеся символы, а создать свои личные образы Бога.

Правда, лондонская экспозиция два года назад уместилась на одной стене. А вот российской выставке потребовался мощный размах. И в этом, кстати, можно усмотреть очень русское понимание благочестия: у них оно – личное и одомашненное (например, Дамьен Херст выставил в качестве «божественного» домашний шкафчик с набором лекарств), у нас же все должно быть монументально, соборно, так, чтобы вошел и выдохнул: «Вот это да!» По меньшей мере такие эмоции и рождают семиметровые своды винных складов, похожие на древние катакомбы, темные и необжитые, оттого призрачные и мистичные.

Именно помещение и продиктовало стиль зрелища – понятно, что живопись здесь не выживет, нужны крупные формы. Как минимум светящиеся объекты, как максимум семиметровые мастодонты. Так и случилось: первое, на что натыкаются все входящие, – многометровая конструкция Дмитрия Пригова, накрытая темной тканью и отдаленно напоминающая экскаватор с вывалившимся из-под занавеса ковшом. Носит сооружение инфернальное название «Подземные скоты жмутся поближе к человеку». Объяснять его бессмысленно – просто атмосфера навеяла. Вслед за тем идет инсталляция Александра Пономарева, куда как ближе к теме: множество труб выпускают в воздух кольца дыма. Это «генератор нимбов» – эфемерных признаков святости. Красиво немыслимо, но слишком уж напоминает табачные кольца искусного курильщика. Другой гигант – голубой троллейбус с куполом на крыше, сооруженный из картона Валерием Кошляковым (отсыл к окуджавовской песне о счастье интеллигента). Большинство инсталляций и объектов получились откровенно артистическими или, как бы сказали рекламщики, «креативными», рассчитанными на мгновенное восприятие. Например, иконостас из хлебных ломтей Анатолия Осмоловского («Зрелище»), винная струя, льющаяся в бочку, от группы «Синие Носы» («Плачет»), цветок-зеркало, по которому катится золотое яблоко и предсказывает будущее («Ромашка» группы «ПГ»).

Общий эффект от экспозиции очень странный и еще неведомый нашему зрителю. Олегу Кулику и его команде удалось создать первый российский выставочный блокбастер. Как и киноблокбастер, он обладает тремя особенностями: солидный бюджет и размах, не слишком замороченные идеи и образы, расчет на широкую аудиторию.



Художник Олег Кулик: «Россия может превратиться в сырьевую тайгу»

"