Posted 28 ноября 2010,, 21:00

Published 28 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Шнуров нашел женщину

Шнуров нашел женщину

28 ноября 2010, 21:00
В пятницу и субботу в одном из столичных клубов была реанимирована распущенная во всех смыслах группа «Ленинград». Сергей Шнуров без главного проекта своей жизни не смог выдержать и двух лет. «Ленинград» собрался под слоганом «Снова живы ради наживы», который был честно начертан на афишах. Два аншлаговых концерта полно

Не стоит воспринимать Шнурова как недалекого алкоголика-матерщинника, который поддался спонтанному решению распустить группу в момент, когда все, говоря цензурным языком, надоело. Сергей – человек с колоссальной интуицией и креативным мозгом, который прячется за известной всем маской дикого мужчины. Двухлетняя пауза «Ленинграду» была необходима как встряска, чтобы выйти на новый виток популярности и финансового благополучия, и сейчас Шнуров без зазрения совести сообщает: мол, да, мы вернулись, чтобы заработать деньги. Гипертрофированная честность – часть имиджа. Кстати, говорят, Сергей Владимирович изволили отказаться от алкоголя или, по крайней мере, уменьшить возлияния, и вот теперь-то для лидера «Ленинграда» песнопения превращаются в настоящую работу, трудную и рутинную.

Созданный на время отсутствия «Ленинграда» проект «Рубль» вряд ли мог принести Сергею успех. Это был то ли эксперимент, то ли лукавый «ребрендинг». Но интересно, что «Ленинград» решили реанимировать, когда было объявлено об отставке Юрия Лужкова. Лужков, как известно, поставил в свое время Шнурову шлагбаум, не пуская его коллектив на большие муниципальные площадки. Впрочем, скорее всего, история с уходом градоначальника и приходом «Ленинграда» – лишь совпадение, но весьма символичное.

Накануне концертов интерес к «Ленинграду» подогревался крайне профессионально. Вообще-то Шнуров как самостоятельный автор-сочинитель много лет обсасывает одни и те же темы. Однако, когда он начинает выступать не столько в качестве сочинителя, сколько в качестве эдакого «общественного барометра», демонстрируя свою реакцию на то, что происходит вокруг (если угодно, в роли копирайтера всея Руси), тут же на фоне матерного «шлака» появляется нечто уникальное и свежее.

Недавний пример – клип на песню «Химкинский лес» – своеобразный ответ явлению, когда участок земли стал вдруг неким знаменем-символом борьбы с властью и системой. Шнуров тогда «по касательной» намекнул на то, что Юрий Шевчук занимается пиаром на политическом поле («Покупайте билеты, братья, я последний певец демократии») и вообще высмеял оплот демократического движения. После этого рэпер Noize MC, тоже задетый песней «Химкинский лес», ответил пародией, где уже почти прямым текстом сообщил, что произведение является рекламным роликом к «восстановительным» концертам «Ленинграда». Много было предположений, что эта песня – заказная. Если это так, то «заказал» ее автор себе сам, переварив общественный резонанс, ударив по самым слабым местам и заставив таким образом говорить о себе и о «Ленинграде».

Между тем на самом «концерте-камбэке» нового хита почему-то так и не прозвучало. Шнуров вышел на сцену трезвым, с длинными волосами и в блестящей куртке (ни дать ни взять мегазвезда). Всего на сцене было 15 человек – обычное для этой группы количество. «Предлагаю начать», – сообщил фронтмен тоном офисного босса, но при желании эту фразу можно было трактовать как тост. Публика предпочла последний вариант, и, хотя пиво в баре предлагали по 300 рублей, к середине концерта трезвых зрителей почти не осталось.

Шнур сразу же затянул «Когда нет денег, нет любви»: эта песенка лучше всего иллюстрировала главный мотив возвращения «Ленинграда» на сцену. Всего на концерте прозвучало больше трех десятков песен, музыканты дважды уходили на антракты и еще один раз вышли на бис.

О том, что песни «Ленинграда» изобилуют большим количеством мата, знают, наверное, все. Свое возвращение Сергей Шнуров решил приправить особо острой матерщинкой: создавалось ощущение, что песни отбирались именно по принципу максимальной концентрации брани, дабы ближе к концу даже у «подготовленного» зрителя вызвать отвращение к любимой народной лексике. Да и бытовые и брутально-сексуальные темы, названные Шнуром «иронизмом для развития половых желез», оказались однообразными, выжатыми до предела, так что ближе к полуночи никакого иронизма в них уже не осталось. Любой зашоренный культуровед, случайно оказавшийся на этом народном гулянье, мог попрекнуть главного героя в примитивизме и был бы прав.

Что выручало Шнурова, – так это хиты «День рождения», «Дача», «Прогноз погоды», «Шоу-бизнес», «И так далее», «Дороги» и «WWW» (последнюю исполнял в итоге зал). На славу удаются ему и пародии-переработки того, что сделали до него коллеги по рок-цеху: в частности, были использованы песни Валерия Кипелова «Я свободен» и Константина Кинчева «Все это рок-н-ролл» (от которой лидер «Алисы», кстати, фактически отказался). Сюда же можно отнести и гениальную песню о Питере, местами похожую на всемирно известный танцевальный «гимн Москвы» Moscow Never Sleeps.

Главное же ноу-хау, которое Шнуров долго держал на «скамейке запасных», – женский вокал. Пары премьер песен в исполнении бэк-вокалистки «Ленинграда» Юлии Коган оказалось вполне достаточно, чтобы понять: новая тенденция российского шоу-бизнеса – делать женские версии успешных проектов – «накрыла» и творение Сергея Шнурова. Причем «Шнур в юбке» может посоперничать с телевизионным проектом Comedy Woman и уж точно утрет нос Михаилу Турецкому, который создал не вполне удачную женскую версию своего хора. Ниша, которую заняли Шнуров и Коган, была совершенно свободна.

"