Posted 28 октября 2015,, 21:00

Published 28 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:35

Updated 8 марта, 03:35

«Зубовский» – «больное место» Минкульта?

«Зубовский» – «больное место» Минкульта?

28 октября 2015, 21:00
После года затишья гуманитарии Петербурга вновь встревожены очередным назначением в «Зубовском» – Российском институте истории искусств. В начале октября Минкульт не продлил контракт с директором Еленой Третьяковой и назначил и.о. директора Александра Казина – ведущего научного сотрудника института и доктора философски

Сотрудников института возмутило вмешательство министерства во внутреннюю жизнь института, которая только начала возвращаться на круги своя после конфликтов между коллективом и прежним руководством в 2013 году.

Елена Третьякова руководила институтом грамотно и «человечно», никаких претензий к ней у коллег не было. «Она действительно очень хороший ученый, прекрасный театровед, как казалось, очень старалась на этом новом для нее поприще директора, – поделилась своим мнением секретарь диссертационного совета РИИИ Динара Булатова. – Никакого конфликта у нас нет: Казин тоже свой человек в институте, мы его хорошо знаем, просто не понимаем действий министерства, и спрашивать здесь в первую очередь нужно у него».

На этот раз институт, в отличие от активного протеста (см. «НИ» от 26 июня 2013 г. и 19 ноября 2013 г.) при директоре Ольге Кох, не собирается выносить сор из избы, ведь министерство принятое решение никак не пояснило, а догадки у каждого свои. Официально институт придерживается очень сдержанной позиции: «Полагаю, у министерства были достаточные резоны для такого кадрового решения, – ответила корреспонденту «НИ» Татьяна Муравьева, отвечающая за связи с прессой. – И на сайте Минкультуры, и на сайте РИИИ сказано, что срок контракта с Е.В. Третьяковой истек, и продлевать его в Министерстве не стали. Работодатель имеет право так поступить, и это право следует уважать».

Александр Казин работал в институте много лет, а Елена Третьякова до назначения была проректором СПбГАТИ (Театральной академии), куда теперь вернется.

Основная сфера деятельности и научных интересов Елены Третьяковой – музыкальный театр, которому она посвятила несколько трудов. Александр Казин же сосредоточен на более фундаментальных вещах – например, на православном искусстве и его существовании в современном мире. В его монографии 2006 года «Русская красота» есть такие строки: «Действительно, если глядеть на Россию с современного европейского (и тем более американского) берега, русская культура и вслед за ней русская жизнь все время идут «не туда». То колокол отольют такой громадный, что не звонит, то пушку такую большую, что не стреляет, то блоху английскую подкуют так, что она прыгать перестает. Правда, как бы между делом Россия выигрывает мировые войны, строит великое государство, осваивает целые континенты, создает художественные шедевры, выходит в космос и т.п.»

«НИ» обратились к руководителю профсоюза РИИИ Джамиле Кумуковой с вопросом, как сотрудники института трактуют действия министерства. «Этот год, прошедший под руководством Елены Третьяковой, дал нам возможность вернуться к работе, войти в нормальный научный режим, – ответила г-жа Кумукова. –Конкурс на замещение должности директора РИИИ, объявленный Министерством культуры как конкурс концепций развития института, – это победный итог нашей борьбы. Третьякова выиграла этот конкурс, и с ней был заключен контракт на один год. Сейчас год закончился, министерство договор не продлило и назначило на должность и.о. директора Александра Казина, также заключив договор на один год. Для чего так часто надо менять руководителей? Ведь понятно, что подобная чехарда вредит научному процессу. Или это продолжение истории с безумной, страшной идеей слияния научных институтов, учреждений культуры и еще чего-нибудь. Шла же речь о присоединении РИИИ к Институту культурологии, которого теперь не существует. Его уничтожали параллельно с нашим».

Что примечательно, контракт у Елены Третьяковой был до 7 октября, а 5-го приехал замминистра культуры, отдал директору распоряжение, но к сотрудникам института не вышел. К догадкам про то, что министерству якобы нужно здание института (см. «НИ» от 20 июня 2013 г.), в этом году добавились слухи, что нужно еще и «оптимизировать бюджет». Но все это лишь догадки, а на прямой вопрос «Почему не продлили контракт с Еленой Третьяковой?» в Минкульте дали лаконичный формальный ответ: «В ответ на Ваш запрос сообщаем: у Е.В. Третьяковой закончился заключенный с ней год назад трудовой договор, и министерство приняло решение не продлевать его».

"