Posted 29 октября 2014,, 10:42

Published 29 октября 2014,, 10:42

Modified 8 марта, 04:15

Updated 8 марта, 04:15

Реставраторы просят Минкульт МО срочно начать спасать роспись в Доме Стройбюро

Реставраторы просят Минкульт МО срочно начать спасать роспись в Доме Стройбюро

29 октября 2014, 10:42
Реставраторы Константин Маслов и Филипп Гузанов направили обращение министру культуры Подмосковья Олегу Рожнову с просьбой срочно произвести работы по защите от разрушения настенной росписи Василия Маслова, которая была обнаружена в Доме Стройбюро незадолго до его разрушения и все еще остается под завалами. Специалисты

«Уважаемый Олег Александрович!

В конце прошлого года благодаря вмешательству королевских и московских градозащитников, а также поддержке Министерства культуры Московской области удалось предотвратить полное разрушение дома Стройбюро Болшевской трудовой коммуны, построенного в 1930 году по проекту известного советского архитектора А.Я. Лангмана (г. Королев, ул. Орджоникидзе, д. 2/34) и добиться присвоения дому статуса вновь выявленного объекта историко-культурного наследия. Тогда же нами вместе с волонтерами была спасена посредством демонтажа со стены уникальная монументальная композиция «Электрификация» («Ленин») работы художника Василия Маслова – одна из двух, обнаруженных в помещениях на первом этаже здания. К сожалению, вторая композиция, «Индустриализация» («Рабочий класс»), с осени прошлого года находится под обрушенными перекрытиями и недоступна для реставраторов, а условия, в которых она находится, фактически под открытым небом, для нее разрушительны.

Считаем, что для сохранения композиции «Индустриализация» необходимо в преддверии зимы срочно провести следующие работы:

1. Расчистить помещение с живописью.

2. Изготовить временный навес для защиты помещения с живописью от снега и дождя.

3. Провести обследование состояния живописи и неотложные противоаварийные работы по ее консервации.

Поскольку в настоящее время принято решение о восстановлении здания Стройбюро, считаем целесообразным сохранить композицию «Индустриализация» на том месте, где она находится, выполнив летом 2015 года работы по ее консервации, и в дальнейшем обеспечить ее сохранность на весь период работ по восстановлению здания.

Просим Вас оказать содействие работам по сохранению живописи дома Стройбюро, сделать все возможное для спасения этого единственного дошедшего до наших дней образца монументальной живописи советского авангарда.

Константин Маслов, реставратор, искусствовед

Филипп Гузанов, сотрудник кафедры реставрации монументальной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова, член Московского Союза художников».

Напомним, что монументальная живопись талантливого королевского художника Василия Маслова долгие годы считалась утраченной. До наших дней дошли черно-белые фотографии композиций, но краеведы были уверены, что сами росписи находились в клубе болшевских коммунаров, который не сохранился. Живопись Маслова обнаружили на стенах Дома Стройбюро случайно, когда после расселения здания в опустевших комнатах первого этажа отклеились обои. Искусствоведы называют работы художника достойными Третьяковки, однако это не помешало варварскому разрушению здания, также обладающего несомненной архитектурной и исторической ценностью.

Дом Стройбюро крушили экскаватором под видом тушения пожара. Большая часть здания была уничтожена за несколько дней, но комнаты с росписями уцелели. Над одной из них сохранился потолок, что защитило ее от обломков конструкции. Роспись «Ленин», находившуюся в этом помещении, профессионально и совершенно безвозмездно сняли со стены реставраторы Маслов и Гузанов. Ее предполагалось перевезти в Строгановку для восстановления, однако спасенный шедевр до сих пор остается в Королеве, в помещении городского исторического музея.

Вторая роспись осталась под завалами – потолок в комнате с ней был разрушен, и помещение заполнил битый кирпич. В таком состоянии, без какой-либо защиты от дождя и снега комната с росписью простояла год. Градозащитники и реставраторы еще перед прошлой зимой били тревогу, опасаясь, что и без того сильно поврежденный шедевр просто не вынесет череду заморозков и оттепелей и повышенную влажность. Надвигается уже вторая зима, а завалы в Доме Стройбюро так и не начали разбирать. Разбор завалов в историческом здании был частью дорожной карты по его восстановлению, ответственность за которую была возложена на администрацию Королева.

Василий Маслов (1906-1938) родился в поселке Верхняя Синячиха Екатеринбургской губернии; был старшим из четверых детей. В 14 лет, после смерти матери, ушел из дома и стал беспризорником, зарабатывая себе на жизнь рисованием пейзажей и моментальных портретов.

В 1925–1926 гг. учился в Государственной высшей художественной школе в Баку; в 1926–1927 гг. был студентом II курса Нижегородского художественного техникума. Затем Маслов попал в Москву и по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского, возглавлявшего Комиссию помощи молодым дарованиям, и был командирован на рабфак ВХУТЕМАСа. В Москве Маслов познакомился с писателем Максимом Горьким, который рассказал о художнике организатору Болшевской трудовой коммуны НКВД Матвею Погребинскому. Таким образом в 1930 году Маслов переехал в Болшево, где с тех пор жил, учился, работал, создал семью.

В 1935 году в клубе НКВД в Москве состоялась персональная выставка художника. До 1937 года он принял участие в еще нескольких выставках. В июне 1937 года Маслов был арестован на даче Матвея Погребинского, который незадолго до этого покончил с собой. Художника обвинили в «личной связи с врагами народа» Бухариным, Ягодой, Погребинским, Булановым, Островским. Маслова также подозревали в слежке за охраной Сталина и Ворошилова. После нескольких месяцев допросов он признал себя виновным в контрреволюционной агитации и участии в террористической организации Трудкоммуны. 2 января 1938 года художника расстреляли на Бутовском полигоне.

В 1955 году дело Василия Маслова было прекращено за отсутствием состава преступления. В октябре 1959 года он был полностью реабилитирован.

Весной 2010 года дочь художника, Наталья Васильевна Маслова, передала в дар Королевскому историческому музею 92 рисунка своего отца, ранее неизвестных. В феврале 2014 года в Москве после 77 забвения вновь состоялась выставка работ бывшего беспризорника из Королева. Она прошла в Центре авангарда при Еврейском музее


Валерия Нодельман

"