Posted 28 сентября 2015,, 21:00

Published 28 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:26

Updated 8 марта, 03:26

Уплывающие ценности

Уплывающие ценности

28 сентября 2015, 21:00
Закончился очередной, XXII по счету международный анимационный фестиваль КРОК. Церемония награждения прошла 27 сентября в Петербурге, куда фестивальный кораблик приплыл из Москвы, минуя Дубну, Череповец, Горицы и Петрозаводск, одаривая эти города программами, мастер-классами и даже концертами (дети из Петрозаводска, на

Мало-помалу (а если точнее, то очень большими порциями) освоили гости и участники огромную фестивальную программу, которую сложно было даже посмотреть и уж тем более почти невозможно переварить. 16 конкурсных показов, пять мастер-классов членов жюри, информационные программы, обсуждения, круглый стол о тенденциях развития короткометражной мультипликации в XXI веке.

На этом самом круглом столе, проходившем в блиц-формате добрые полчаса, разговор крутился вокруг болезненно актуальной темы размытия границ, в том числе границ профессиональных, произошедшего в последнее десятилетие в силу появления персональных компьютеров, дающих возможность каждому обустроить на своем письменном столе анимационную студию и снимать бесконечное количество анимационного (или же псевдо-анимационного) материала. С одной стороны, может, оно и хорошо: люди занимаются творчеством, и в этой волне любительской мультипликации порой действительно можно найти интересные работы, пронизанные свободой от профессиональных условностей. С другой стороны, этот мощный поток любительского контента, как кажется порой, способен снести на своем пути анимацию в целом – размываются границы, стираются критерии, графоманский треп начинает смешиваться в фестивальных программах с серьезными работами таким образом, что в интенсивном режиме ежедневных многочасовых просмотров не всегда легко бывает отделить одно от другого.

Одним словом, свобода художественного слова – это, несомненно, хорошо, однако в такой ситуации на отборочные комиссии и фестивальные жюри ложится какая-то особенная ответственность.

Надо отдать должное жюри нынешнего КРОКа – с возложенной миссией они справились просто отлично: призовой список сложно, правда, назвать политкорректным, однако в нем, бесспорно, найден весьма хороший баланс между фильмами, расширяющими границы, и теми работами, которые утверждают фундаментальные для искусства анимации ценности.

Дипломом фестиваля награжден фильм «Мужчина встречает женщину».

Главный политический недостаток призового решения – в том, что практически половина награжденных фильмов сделана в России или русскими режиссерами. Начиная, собственно, с Гран-при, который достался «Бруту» Светланы Филипповой. Впрочем, что за дело до политкорректности, если фильм настолько хорош… Фашистская оккупация, евреев обязывают сдавать своих домашних животных, среди них оказывается и главный герой истории – нежный, чувствительный, безмерно преданный своей хозяйке огромный пес, которому предстоит теперь стать охранником заключенных. Пронзительная история (фильм сделан по мотивам одноименного рассказа Людвига Ашкенази), артистичный монтаж, легкая, выполненная углем графика – к фильму Светланы Филипповой можно возвращаться снова и снова, то погружаясь в очарование первых его сцен, то проникаясь щемящей тоской по утерянному раю, которая звучит во второй половине фильма.

Тема преданности и предательства, так точно и остро выведенная в «Бруте», проходит через призовой список буквально красной нитью. О преданности делу и дружбе рассказывает фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», получивший специальный приз имени Татарского; о предательстве братских уз повествует короткометражка «Юль и змея» (спецприз за лучший дебют); а ироничное полотно Прийта Пярна «Пилоты по дороге домой» награду получило с формулировкой «За верность семейным ценностям». К этому тематическому блоку можно добавить и картину Дмитрия Геллера «Мужчина встречает женщину» (диплом в 3-й категории), где также речь идет в некотором роде о лояльности, хотя и странно выражающейся.

Тематическое единство специальных призов компенсируется разнообразием наград и дипломов в категориях. Среди самых коротких работ жюри отметило два фильма о течении времени (польская «Купальня» получила приз, а остроумная «Единственная жизнь» – диплом), из короткометражек продолжительностью от 5 до 10 минут выбран был антинаркотический ролик «Самородки», а в 3-й категории (фильмы от 10 до 50 минут) приз получила проникнутая чеховским настроением работа «Волк Вася». Что до таинственной категории Off Limits, где были собраны спорные и экспериментальные короткометражки, здесь жюри больше всего понравилось жанровое кино «Буря в куртке».

Призы, разумеется, дело хорошее, и церемония их вручения проходит всегда при радостной ажитации, однако в этом году в последний день фестиваля трудно было отделаться от грустных мыслей… Ставший заложником осложнений российско-украинских отношений фестиваль КРОК сегодня живет в весьма трудном положении, без какой-либо уверенности в завтрашнем дне. «Дай бог, чтобы не последний», – говорили участники. И остается надеяться, что повидавшие многое фестивальные кораблики переживут успешно и нынешнюю бурю.

"