Posted 28 сентября 2014,, 20:00

Published 28 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Меня зовут Юкико

Меня зовут Юкико

28 сентября 2014, 20:00
В одном из последних в нынешнем сезоне кинофестивалей впервые за долгое время участвовал российский фильм: «Как меня зовут» – режиссерский дебют Нигины Сайфуллаевой. Если Канны и Венеция предпочитают показывать киноработы, подписанные известными мастерами (Звягинцевым или Кончаловским), фестивали рангом поменьше, котор

«Как меня зовут» – фильм о самоидентификации двух девушек, одна из которых едет в Крым познакомиться со своим отцом, бирюком и маргиналом, а другая – с ней за компанию. Точные диалоги, остроумно придуманные ситуации выводят это кино из категории мелодрамы на тему «девочка ищет отца» в разряд фильмов, которые не только интересно смотреть, но про которые интересно думать. Картина Сайфуллаевой была представлена в секции «Новые режиссеры», но оказалась абсолютно в тренде всего фестиваля: многие фильмы главного конкурса тоже были посвящены связке «отцы и дети».

Главным призом «Золотая раковина» и призом за режиссуру награжден фильм «Волшебная девочка» испанского режиссера Карлоса Вермута. Это тоже мелодрама, причем она могла бы оказаться совсем уж душещипательной: речь идет о смертельно больной Алисии, которая мечтает надеть розовое платье Юкико – любимой героини из японского сериала. Чтобы приобрести такой подарок дочери, отец Алисии – безработный учитель – вынужден прибегнуть к шантажу и преступить закон. Как ни странно, режиссеру удается рассказать эту историю без пошлости и с изяществом.

Специальный приз жюри присужден французской картине «Дикая жизнь» режиссера Седрика Кана. Матье Кассовиц играет опять же любящего отца в конфликте с законом. Разница в том, что у него не дочь, а двое сыновей, которых он выкрадывает у матери и воспитывает в альтернативной деревенской среде, на лоне природы, не допуская контактов с «прогнившей цивилизацией». Последняя, однако, грубо вторгается в эту руссоистскую идиллию – впрочем, показанную без всякого идеализма: по сути, и отец, и мальчишки живут и трудятся с утра до ночи на скотном дворе, чтобы хоть как-то пропитаться. При этом им все время приходится прятаться от полиции и придумывать о себе легенды. Этот фильм снят по мотивам реальной истории.

Как обычно случается на фестивалях, присужденные награды легко могут быть оспорены и взамен предложены иные, тоже достойные кандидаты. Так и сделали альтернативные жюри, наградив совсем другие картины. Международная Федерация кинопрессы ФИПРЕССИ – военную драму «Феникс» Кристиана Петцольда о певице-еврейке, выданной гестапо собственным мужем. Католическое жюри SIGNIS – датcкую мелодраму Сюзанны Бир «Второй шанс» о полицейском, выкравшем младенца у четы отъявленных наркоманов. Это же жюри отметило баскский фильм «Цветы» Джона Гарано и Хосе Мари Гвенаги – о том, как букет цветов изменил заурядные жизни сразу нескольких людей. Премия «Себастьян» досталась трансвеститскому бурлеску Франсуа Озона «Новая подружка», а приз Солидарности, присуждаемый местной Ассоциацией доноров, – картине Дениса Тановича «Тигры» о борьбе простого индийца с международной фармацевтической корпорацией, на совести которой смерти тысяч детей. От себя я бы добавила картину, не отмеченную призами, но понравившуюся мне больше всех, – «Хаэму» режиссера Шим Сон Бо. Это – жестокая драма выживания корейского рыбака и нелегальной китайской иммигрантки на рыболовном трейлере, охваченном безумием и террором.

В общем, в Сан-Себастьяне было что посмотреть – и в конкурсе, и за его пределами. В атмосфере этого чудесного города особым светом высвечиваются звезды, а их, как всегда, было немало – Дензел Вашингтон, Шарлотта Генсбур, Орландо Блум, Б енисио дель Торо… Среди картин, к которым было приковано повышенное внимание, – украинское «Племя» Мирослава Слабошпицкого. А в жюри официального конкурса был включен в качестве символического члена Олег Сенцов – украинский режиссер, пребывающий в российской тюрьме. Таким образом, фестиваль продемонстрировал свою солидарность с кинематографистами – жертвами политических преследований.

"