Posted 28 сентября 2011,, 20:00

Published 28 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

Дякую, Кремль!

Дякую, Кремль!

28 сентября 2011, 20:00
Самая мелодичная рок-группа постсоветского пространства «Океан Ельзи» решила пойти по проторенной многими рокерами дорожке и устроила во вторник в Москве концерт с симфоническим оркестром. В начале лидера коллектива Святослава Вакарчука раздирало множество противоречий, выступление началось сумбурно, но к финалу произо

Группа из Западной Украины выходила на кремлевскую сцену едва ли не на цыпочках и озираясь. Святослав Вакарчук, казалось, не спал целую ночь – его политические взгляды, скажем так, не вполне согласуются со всякими имперскими вертикалями, а тут такая площадка. Раньше выступать «Океану» тут не доводилось. Интриги добавлял и оркестр МВД России. В общем, рокер как-то комплексовал, чувствовал себя профессором Плейшнером и старался поначалу благодарить публику робким «спасибо» с упором на московское «а». Хотя, по большому счету, ничего политического в этом концерте не было: Кремлевский дворец – обычная площадка в Москве, только пропускной режим связан с ФСО.

Иное дело, что ярчайшая и талантливейшая рок-группа, казалось, совершенно не вписывалась в этот зал. Вакарчуку, привыкшему выступать в клубах перед угорающей под его песни публикой, конечно, сказали о том, что он трудноподъемный. Плюс симфонический оркестр, который – и это было действительно любопытно послушать – должен был как-то вписаться в настоящий океан рок-энергетики.

Святослав Вакарчук появился коротко постриженный и решил даже одеться более-менее официально: классические серые брюки на рокере нечасто увидишь. «В Кремле хочется поменьше говорить, поэтому мы будем петь», – сказал он, предварительно запрыгнув на дирижерскую тумбу и поздоровавшись с Феликсом Арановским и первой скрипкой. Говорить меньше, однако, не получилось, что и хорошо: скромный и совершенно не «звездный» Вакарчук своей искренностью и какой-то неловкостью-несуразностью в итоге покорил зал. Неуверенно спев несколько новых и нечасто исполняемых вещей (разок даже «дал петуха»), Слава посетовал, что есть у него проблема: он периодически забывает слова собственных песен. «Я себя в России как-то успокаиваю, – молвил он. – Все равно никто слов не понимает. В принципе, можно петь что угодно. Но внутренняя совесть мне этого не позволяет».

После песни «Сьюзи» Вакарчуку подарили первый букет. В Кремле принято дарить цветы, а на рок-концертах не принято. Букет был необычный: желтые подсолнухи, перевязанные голубой ленточкой, то есть цветов национального флага Украины. «Спасибо, все сегодня символично, начиная с площадки, – вспомнив о наболевшем, продолжил концерт лидер «Океана Ельзи». – Цветы есть, ждем белье (иногда особенно разгоряченные поклонницы кидают на сцену предметы женского гардероба. – «НИ»)». И, обретая уверенность, сообщил, что «рок победит место... Хотя нет, место мне нравится: слышно каждую ноту, которую поешь, а не как обычно – первые ряды».

По большому счету, концерт показал, что «Океану» не нужен симфонический оркестр. Для львиной доли российских и украинских рок-групп оркестр это спасение, он украшает, он добавляет «музыкального кислорода», он нежно обволакивает пространство, он смягчает. Но у львовских парней все изначально настолько сбалансированно, что они самодостаточны. Недаром шеститысячный Кремль во вторник ломился от переаншлага, чего не бывает даже на многих западных топ-именах. «Океан Ельзи» – действительно вполне «экспортная» группа, как случайный «Мерседес», появившийся посреди местного автопрома. Хотя сколько автор этих строк ни допытывался у Вакарчука – когда же будет настоящее завоевание Запада, тот все равно предпочитает работать на аудиторию постсоветского пространства. Что, наверное, правильно: лучше синица в руках.

Драйв пришел, откуда ждали. В середине концерта зазвучала «Ти собi сама», как раз в момент, когда оркестр МВД отдыхал, а вместо него на сцену вышла духовая секция (джазовый квартет под управлением Дмитрия Александрова) – Святослав отрекомендовал парней как легенд украинского джаза. Одну из следующих песен Вакарчук посвятил Led Zeppelin, еще одну – «Друг» в двух частях с потрясающей рок-этнической интродукцией – пришедшим в зал зрителям с украинскими корнями (при этом политкорректно заметив, что «вообще-то наши песни интернациональны»). Песня на альбоме записана именно с такой «затянутой» первой частью, но в концерте уж точно это звучит потрясающе.

В завершающей части концерта вновь вступил оркестр. Особенно хорошим получилось сочетание «мягкой» скрипичной музыки и жесткой гитары на «Не сдамся без бою», завершившейся художественным свистом фронтмена. «Холодно», «Коко Шанель», несколько совсем редких песен («премьера в Российской Федерации!»), «911» стали продолжением фантастического угара. Вакарчук окончательно нащупал привычный клапан, из которого всегда ключом бьет музыкальная энергетика, и народ стал вскакивать и танцевать. Слава настолько освоился в Кремле, что не стеснялся говорить «дякую» вместо «спасибо». Несмотря на классические серые брюки, он прыгал зайчиком со сцены, на сцену и на тумбу к Арановскому («Дякую вам, Феликс!»), вертел попой и падал на колени.

Ну а в самом конце, на бис, «Океан» сыграл еще один свой хит «Я так хочу до тебе». Оркестр снова по сценарию не играл, и Вакарчук посвятил песню девушкам-скрипачкам коллектива Арановского, заодно игриво предложив им отложить инструменты и потанцевать. Каково же было удивление, когда ровно это и произошло. Девушки действительно пустились в пляс прямо на сцене Кремлевского дворца.

"