Posted 28 сентября 2010,, 20:00

Published 28 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

Ярмарка нерасторможенных

Ярмарка нерасторможенных

28 сентября 2010, 20:00
В Доме художника завершилась «Арт-Москва-2010», единственная полноценная ярмарка современного искусства в столице. После провальных предыдущих двух лет, связанных с кризисом, устроители смотра должны были доказать, что в России еще кого-то интересуют эксперименты художников. Судя по уровню выставки и по итогам, на наше

Как назло объявление итогов «Арт-Москвы» совпало с презентацией будущей мадридской ярмарки ARCO. И тут, что называется, почувствуйте разницу: 200 участников со всего мира плюс десяток российских галерей, приглашенных совершенно бесплатно в ознаменование Года России в Испании. Все это, конечно, на ARCO. И не сказать, что в Испании коллекционеры богаче и кризис их не коснулся. Впрочем, тамошняя королева исправно покровительствует современному искусству и статус мероприятия – туристический и общегосударственный.

В нашем же случае статистика выглядит так: 37 галерей, которые едва осилили немалую аренду, среди них жалкая пятерка реальных иностранцев. Уже ни для кого не секрет, что таможня – еще один влиятельный игрок ярмарки. Ведь она заставляет зарубежных гостей вместо картин и объектов развешивать по стендам распечатанные на ксероксе листочки с изображением своей продукции (в это время вещи неделями растаможиваются). Оно, конечно, концептуально, но авторитета выставке не прибавляет.

Второй принципиальный момент – отбор участников и их стенды. До сих пор считалось, что, помимо прочего, «Арт-Москва» выполняет еще и просветительские задачи. Нормальный зритель редко выбирается в галереи, разбросанные по заводам и подворотням, а тут они все в одном месте – отличный срез художественного рынка, раздолье критикам и экспертам. Но в том-то и проблема, что никакого раздолья нет. А есть по большей части свезенные на стены работы, которые надо срочно пристроить. В одном месте – старинная картина, «подправленная» современными скандалистами стоимостью, в миллион евро соседствует с голограммами или фотоколлажами группы АЕС+Ф (понятно, тут ждут сусальных олигархов), в другом – совсем фотошопные перепевы мировой классики за копейки, а в третьем – попытка продать японскую медитативность для красивых интерьеров. Более-менее прилично смотрелись монографические выставки, когда на стенде висели работы одного художника (например, группы «Синие носы»). Насчет того, чтобы создать нечто оригинальное, осмысленное и интересное зрителям, почти ни у кого руки не доходят. Исключение – куратор Полина Лобачевская с проектом «Дамы и кавалеры». Она объединила трех художников разных поколений, по-своему решающих «половой вопрос».

Собственно, отсутствие какого-либо креативного драйва и осмысленных путей развития – главный провал «Арт-Москвы». У ярмарки категорически нет лица (ни гламурного, ни провокативного, ни высокодуховного – никакого). Не спасла даже специальная программа «Медиализация». И все потому, что дискуссия о новых медиа и прочих модно-виртуальных вещах, происходила в отрыве от реальности. На стендах было два-три вменяемых видео, а в остальном – ремесленный товар, что называется, ручная работа. В принципе планку «медиализации» должны были задать немцы из Эссена, которых пригласили для показа своих «виртуальных выставок». Но все было устроено в полуподвале таким образом, что казалось, будто немецкие картинки на стенах – это слайд-шоу для фуршетов и банкетов (в зале были плотно расставлены ресторанные столы).

Так и получается, что один кризис – финансовый мы вроде как пережили. Но он вскрыл кризис куда как более системный и актуальный: отсутствие критериев качества (кроме цен на объекты) и достоинства у самих галеристов. Оттого при взгляде на итоги ярмарки возникает странная реакция. Ты оказываешься не на стороне тех, кто наторговал на самые большие суммы (таких – три галереи, а общая цифра всех реальных продаж всех галерей – 2,5 млн. евро), а на стороне 6 участников, которые не продали ничего. Кажется, они показали нечто близкое к искусству, но не вписались в формат базара.

"