Posted 28 сентября 2004,, 20:00

Published 28 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Шекспир и его режиссеры

Шекспир и его режиссеры

28 сентября 2004, 20:00
Один из самых престижных международных театральных смотров России в этот раз пройдет под девизом: «Режиссура как фирменный знак современного театра». На XIV Международный театральный фестиваль в Северную столицу приедут Эймунтас Някрошюс и Оскарас Коршуновас (Литва), Кама Гинкас (Россия), Андрей Жолдак (Украина), Алекс

На этот раз организаторы решили начать «Балтийский дом» нотой почти предельной высоты. Планку задает шекспировская трилогия Эймунтаса Някрошюса («Гамлет», «Макбет» и «Отелло»), которую москвичи видели прошлой весной в юбилейной программе «Золотой маски». По многолетней традиции великий литовец представит невским берегам и свою новую работу – «Песнь песней». После космических образов Шекспира, после трилогии о гибели мира литовский режиссер обратился к великому библейскому тексту – одной из самых совершенных любовных поэм, которые создало человечество. И ожидание чуда заставляет любителей театра осаждать билетные кассы и спешить к невским берегам. Несколько утешит столичных театралов тот факт, что в начале декабря «Песнь песней» доедет и до Москвы.

Кама Гинкас покажет свои последние постановки «Сны изгнания» на темы Марка Шагала и «Скрипку Ротшильда» по Антону Чехову, которая завершает его трилогию по чеховской прозе. На питерских подмостках возникнет лес свежеструганных гробов, похожих одновременно и на часовни, и на шкафы. Гробы-корыта и гробы-корытца. Золотистый свет, вырезанный из дерева иконный образ города – несколькими штрихами художник Сергей Бархин обозначает надбытовой смысл пространства, в котором разворачивается история пробуждения души Якова, которого великолепно играет Валерий Баринов. Кроме того, Кама Гинкас познакомит питерского зрителя с работами студентов своей мастерской в Школе-студии МХТ, которые покажут свои первые режиссерские опыты в овладении новой драмой.

Как положено всякому приличному фестивалю, «Балтийский дом» имеет в своей программе спектакли, рассчитанные на скандал и повышенное внимание прессы. В программе аж два спектакля украинского enfant terrible – Андрея Жолдака – «4,5» и «Месяц любви» по пьесе «Месяц в деревне» И.С.Тургенева. Кажется, на этот раз судебные иски (подобные тем, которые подал Александр Солженицын за нарушение его авторских прав) не предвидятся. Но скандалы с «Месяцем любви», где много наготы, есть банная сцена, половые акты и много шокирующих моментов, – явно предстоят.

Начавшись с трагедии Шекспира «Гамлет», завершится фестиваль спектаклем «Ромео и Джульеттой». Характерно, что это тоже литовская постановка. Оскарас Коршуновас, широко известный всему миру, но фатально не попадающий на гастроли в Москву, – привезет своих «Ромео и Джульетту». Трагическая история любви прочтена режиссером, как своего рода «черная комедия». Противостояние двух кланов преобразилось в историю конкуренции пекарен, которыми владеют Монтекки и Капулетти. Как говорит сам режиссер: «Нас интересует сам механизм – что такое Монтекки и Капулетти? На каком принципе они стоят? А принцип актуальный до сих пор и очень простой: чтобы себя идентифицировать, надо создать различия. А как их создать? Материализовать врага. Создать кого-то, кто не ты. Ненависть к другому становится традицией. Монтекки и Капулетти уже не знают ее истоков, не знают, откуда она идет: есть она – и все, и по-другому они не могут уже и жить».

"