Posted 28 августа 2011,, 20:00

Published 28 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Иллюзия объема

Иллюзия объема

28 августа 2011, 20:00
В «Лужниках» завершился арт-проект «Мадоннари sen-session, или Пять дней свободного творчества», посвященный искусству рисунков на асфальте. Филипп Козлов, Игорь Соловьев и Олег Поливанный – именитые российские мастера жанра мадоннари, а также начинающие художники уличной живописи с помощью цветных мелков и пастели поф

Вообще, истории уличной живописи без малого 400 лет. Ее прародителями в XVI веке стали итальянские художники-самоучки, которые толпами кочевали по стране и развлекали публику, изображая на площадях с помощью разнообразных подручных материалов (цветного песка, листьев, деревянной стружки и прочего) сюжеты на библейские темы. Наибольшей популярностью среди художников пользовался образ Мадонны, поэтому искусство уличной живописи получило название «мадоннари» (в переводе с итальянского – буквально «художник, рисующий Мадонну»). Интересно, что подобным занятием – расписыванием вымощенных булыжником площадей – не гнушались и настоящие мастера, в частности Эль Греко.

В веке XXI простым копированием классической живописи на асфальте сложно кого-то удивить, поэтому стали появляться разнообразные современные сюжеты, в том числе «на злобу дня», выполненные в 3D-стилистике. Трехмерные картины-обманки получаются за счет техники наклона и искажения. Так, посреди оживленной улицы нерасторопный прохожий может нос к носу столкнуться, например, с Микки-Маусом, Мэрилин Монро или… оказаться на краю вполне реалистично нарисованной «пропасти». Один из самых знаменитых мадоннари Джулиан Бивер, помимо всевозможных пейзажных сюжетов, не гнушается и политическими темами. Во время одного из саммитов «большой восьмерки» художник изобразил в центре Эдинбурга земной шар с опоясывающей его антиглобалистской надписью «Пусть бедность уйдет в историю».

Реалистичные уличные картины пусть и недолговечны, но пользуются огромной популярностью не только у праздно шатающейся публики, но и у руководства крупных компаний, которые используют труд мадоннари в рекламных целях. Очевидно, что логотип какой-нибудь компании будет эффектнее смотреться в объ-

еме, нежели «размазанным» по рекламному щиту. Кроме того, с каждым годом появляется все больше различных конкурсов и фестивалей, посвященных мадоннари. Самым престижным считается фестиваль уличной живописи, который проходит с 1972 года в Италии. Среди других географических точек, где также по достоинству оценивают искусство мадоннари, – Германия, Франция, США, Канада, Австралия, Турция, Гонконг и так далее. При этом улицы России до сих пор оставались не охваченными объемной живописью. Фестиваль в «Лужниках», в рамках которого профессионалы и любители могли пофантазировать «в объеме», стал хотя и локальным, но в каком-то смысле уникальным явлением в нашей стране. Однако, к сожалению, мероприятие прошло практически не замеченным, как потенциальными участниками, так и зрителями.

Как рассказал корреспонденту «Новых Известий» художник-мадонарри Игорь Соловьев, эскиз своего будущего произведения для «Лужников» он сделал на компьютере, а на асфальт рисунок будет переносить, опираясь на вспомогательную разметку. Еще до старта фестиваля Игорь признался, что работа над объемными велосипедистами, которых он изобразит в «Лужниках», займет примерно три дня. Чтобы закрепить недолговечные меловые рисунки, художники, как правило, используют специальный лак. Однако и этого эффекта хватает до первого дождя.

Интересно, что невинные, казалось бы, рисунки на асфальте порой оборачиваются для своих создателей проблемами с законом. Так, в начале августа нынешнего года художник Филипп Козлов решил порадовать пожаловавшего в Волгоград интернет-дизайнера Артемия Лебедева, нарисовав на территории одного из причалов объемную яхту «Эсмеральда» с Лебедевым за штурвалом. Руководство порта сочло наличие рисунка на плохом, кстати, асфальте актом вандализма и поспешило вызвать полицию. За свое творчество Козлову пришлось провести ночь в участке, а нарисованного Лебедева на яхте вскоре замазали краской.

"