Posted 28 августа 2008,, 20:00

Published 28 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Режиссер Петр Тодоровский:

Режиссер Петр Тодоровский:

28 августа 2008, 20:00
Старейший из действующих российских режиссеров Петр ТОДОРОВСКИЙ несколько раз касался темы Великой Отечественной войны, на которой сражался («Верность», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!», «В созвездии Быка», «Курсанты»), но впервые в жизни снял полностью фронтовую картину «Риорита». Картину настолько неполитк

– Вы говорили, что «Риорита» поначалу называлась «На память о пережитых страхах». Это цитата?

– Надпись на фотографии, которую мне подарил после войны мой фронтовой друг Пичугов. Его фамилию я и дал героям фильма – отцу и троим сыновьям.

– Какие эпизоды картины основаны на ваших личных военных впечатлениях?

– Мой первый день на фронте. Я попал в 47-ю пехотную армию, которую называли «лесисто-болотистой». 1944 год, граница с Польшей. Наступление полка, в который я прибыл, захлебнулось. Командир говорит: «Видишь насыпь со сгоревшими вагонами? Где-то под ними комбат. Непонятно, что происходит, надо установить связь».
До насыпи метров триста. Я побежал. Слышу, как около уха свистят одиночные пули – снайпер бьет. Выскочил на насыпь – начался артобстрел. Я упал под вагоны, зарылся лицом в землю, закрыл голову руками. Особенно страшно было, когда осколки лязгали о железо…

– Расстрелы, подобные тому, что показан в фильме, вы тоже видели своими глазами?

– Не такие, но видел. В Польше двое молодых солдат-сорокапятчиков (45 мм – калибр пушки. – «НИ») продали местным жителям обозных лошадей, накупили биндера, это такая польская водка, и три дня бухали. Их поймали и тут же в развалинах расстреляли. Без церемоний.

– А кто расстреливал?

– Отличники боевой и политической подготовки. Брали из разведки, там такие ребята были, которым человека убить – что муху прихлопнуть. Три автоматчика на одного человека, чтобы наверняка.

– А церемониальный расстрел – это как?

– Когда расстрельная команда в особых кителях, полк стоит в строю, тела забрасывают хвойными ветками, а полк прогоняют мимо строевым шагом под духовой оркестр. Такой ритуал.

– В «Риорите» есть и любовная линия – солдат и медсестра. Что, у рядового на фронте действительно были шансы найти женщину или все они доставались командирам?

– Скорее пунктир, чем линия. В первой сцене он просит у нее лекарство, и они знакомятся, во второй лежат вместе, и она поет, в третьей он помогает ей нести белье на вошебойку. А потом говорится, что после войны у них появились дети. Два брата погибли, и я хотел, чтобы третий продолжил род.

– Кажется, вы первый в нашем кино сказали, что во время Великой Отечественной войны у советских солдат водились вши…

– Конечно, водились, куда ж без них? И в страшном количестве, особенно на передовой. А шансы найти женщину были не только у комсостава. Особенно когда уходили на переформировку, в банный день или в медсанбате. Каждый вечер танцы под аккордеон – для тех раненых, кто мог ходить. Мне повезло, я был ранен в голову, ноги были целы. Шаркнуло по кумполу так, что борозда образовалась. Да вы не смотрите, уже заросла, через шестьдесят-то лет... Такое это было счастье, когда удавалось отлучиться с передовой – о возвращении в окопы даже думать было страшно. Командиры, конечно, тоже своего не упускали. Комбаты, даже командиры рот заводили походно-полевых жен, их называли ППЖ, жили с ними в землянках. «В три наката», как поется в песне.

– Из фильма «Тишина»?

– Верно. Хорошее название. После грохота войны тишина казалась просто оглушительной – будто уши заложило.

– Женщины были из военного персонала?

– В основном. Санитарки, медсестры, младшие врачи. После войны часто становились настоящими женами.

– А из гражданского населения?

– Это уже в Германии, когда встали на оккупированных землях. Во время наступления солдату некогда, разве что изнасилует бабу и помчится дальше, а после победы наши стали повально жить с немками. Те охотно на это шли, особенно в деревнях, где почти не осталось мужчин – только старики, женщины и дети. Разгул был невероятный…

– Ваш первый военно-любовный роман случился на передовой?

– В Саратовском военном училище. Деться было некуда, помню, как ночами целовались через забор. И каждую ночь появлялся засаленный мужичонка из железнодорожных рабочих, останавливался, смотрел на нас и говорил одну и ту же фразу: «Война – это страшное дело».

– Да уж. Повезло вам, что в живых остались?

– Еще как. Из предыдущего выпуска нашего училища я после войны не встретил ни одного человека. Их бросили на фронт недоученными перед самым нашим прибытием. Все полегли на Курской дуге. А мы перед отправкой смогли пройти шестимесячный курс обучения. Зимой каждый день атаковали заснеженный овраг. Набарахтаемся в снегу, намерзнемся, придем обледенелые, а печь одна, и к ней не протиснешься. Но человек – такая скотина, которая все вынесет…

– Кормили-то как?

– Плохо, но терпимо. Худо было без табака – курсантов снабжали по девятой норме, курева не полагалось. Выдавали сахар – по щепотке в день. Мы его собирали и обменивали у баб через тот же забор даже не на листья табака, а на рубленые корни. Двухнедельная норма сахара – рюмочка корней. И в Польше на фронте было голодно. Еду привозили раз в день. Все одно и то же: перловая каша-«шрапнель», полбуханки хлеба, бесформенный кусок сахара, курево и теплая жижа под названием «чай». В Германии стало полегче. Брошенные дома с припасами. Окорока и закрутки в подвалах.

– С вашей отправкой на фронт курсантская любовь закончилась?

– Нет, какое-то время переписывались, но позже, когда я служил после войны, она вышла замуж. Затем разошлась, уже в 1950-е годы увидела в титрах мою фамилию и написала мне с легким намеком на возможность возобновления отношений. Но я не стал развивать эту тему.

– Какие страхи у вас были в течение жизни? Времена-то были подчас жутковатые...

– В детстве, помню, всегда с ужасом ждал, когда перед демонстрацией ударит барабан, начиная марш. Боялся открывающихся зонтиков, которые казались мне чудовищами. Потом было страшно, когда директор Одесской студии Горский хотел снять меня с «Жажды», где я работал оператором, и для начала отстранил от съемок. Это была, как я говорю, одна из вех на пути к инфаркту…

– За что он вас гнобил?

– По-моему, в нем был антисемитский душок. Но выживал меня как положено – через выговоры и худсовет.

– Худсовет был послушный?

– Его боялись, но кто-то все-таки вступался. Ташков, Муратова…

– На фронте юдофобский душок тоже чувствовался?

– Не без этого. Заместитель командира полка по артиллерии вечно придирался. К тому, к этому – лишь бы придраться. А потом послал на верную смерть. На пути наступления на горе кирпичный сарай, оттуда две пушки бьют так, что не пройдешь. Он говорит: «Хочешь заработать орден? Возьми взвод, подойди поближе и накрой его из минометов».

– Это было предложение или приказ?

– Приказ под видом предложения. Не успели мы выставить орудия, как накрыли нас. На горе был наблюдатель, который корректировал огонь. Один расчет вдребезги вместе с людьми. Тогда меня и ранило. Чуть пониже – снесло бы череп. Хотя, может, этот приказ был обыкновенной глупостью. Мы к 1944 году хоть и научились воевать, все равно идиотизма и бессмысленных смертей было много. Те же высоты, которые брали в лоб вместо того, чтобы обойти справа и слева, – тогда немцы сами бы с них побежали. Про одну такую высоту на Украине, вернее, курган возле реки, на котором положили пятьдесят тысяч человек, мне говорили, что «в Миуссе аж вода стала червоной».

– А во время Большого террора вы боялись? Моя мать, ваша ровесница, была так напугана, что до конца жизни опасалась повторения 1937 года.

– Большой страх прошел мимо меня. Дело в том, что я был нафарширован идеологией. Хотя наша семья жила на Украине и дико голодала в 1932–1933 годы во время сталинского голодомора. Веники рубили на еду…

– Кто вас нафаршировал после такого? Не родители же…

– Не родители. Школа. Когда родители заводили нелояльные разговоры, я на них кидался. Чуть было Павлик Морозов из меня не получился.

– А как этот фарш из вас вышел?

– Начал выходить под воздействием Выло Радева, с которым я вместе учился. Того самого, что потом снял «Похитителя персиков» и картину «Царь и генерал». Поначалу он восторгался советской жизнью, а потом стал все больше разочаровываться и распропагандировывать меня. Шепотом, конечно. Тем не менее я продолжал ходить на демонстрации и старался выглядеть Сталина, проходя в марше мимо трибуны Мавзолея.

– И в партию вступили?

– Еще в училище. Как-то утром наш батальон выстроили, и комиссар говорит: «Комсомольцы, поднимите руки!» Все подняли. «Кто подаст заявление в партию, тот получит командировку домой, чтобы коммунист, который вас знает больше года, дал бы вам характеристику!» Тут только дурак бы не подал…

– В «Риорите» вы сделали едва ли не главным действующим лицом крайне неприятного персонажа, который был лагерным охранником, а на фронте стал доносчиком, провокатором и насильником. Это собирательный образ или у него был один конкретный прототип?

– Собирательный. Таких я встречал немало. Недавно выбирали место для съемок. Подходит какой-то тип. «Какое вы имеете право тут фотографировать?! Это секретный объект! И показывает на какое-то огороженное строение. Мы попытались отмахнуться, но не тут-то было. Пришлось под его «конвоем» идти объясняться. Через некоторое время выходит офицер, бросает на нас взгляд, потом тихо говорит: «Если б вы знали, как мне надоели эти добровольцы!» Поколения стукачей вырастили…

– Не думаю, чтобы ваш фильм им понравился.

– Я на это и не рассчитывал. Хуже, что если он не понравится кое-кому повыше. Ведь время сейчас не то, что при Ельцине…

СПРАВКА

Режиссер Петр ТОДОРОВСКИЙ родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украины. Во время Великой Отечественной войны после пехотного училища был направлен в действующую армию, а после Победы прослужил в армии еще три года. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа. На его счету как оператора – лирическая картина Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956; совместно с оператором Радомиром Василевским), семейная драма Виктора Жилина «Моя дочь» (1956), первый самостоятельный фильм Хуциева «Два Федора» (1958), военная лента Евгения Ташкова «Жажда» (в 1960 году на Всесоюзном кинофестивале удостоена второй премии за операторскую работу). В 1965 году состоялся режиссерский дебют Петра Тодоровского – военная драма «Верность». С тех пор он снял более 15 кинокартин, среди них «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992; премия «Ника» как лучший игровой фильм), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1997). Народный артист России (1985).

"