Posted 28 августа 2006,, 20:00

Published 28 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Архангел для русских немцев

Архангел для русских немцев

28 августа 2006, 20:00
Вчера в столице Шотландии закончилась программа самого большого театрального фестиваля – Fringe («Фринж»). В этом году она насчитывала порядка 28 тысяч (это очень много) представлений, играющихся на 260 площадках города. Рекламами спектаклей были обклеены стены, столбы, автобусы, они лежали в овощных лавках и их раздав

Собственно, часто спектакли «Фринжа» начинаются уже с раздачи рекламок. На всех магистралях города, а особенно на главной улице, которая называется Королевская миля, юноши и девушки, одетые (а иногда и раздетые) самым причудливым образом, раздают афишки всех видов и форм. Кто стоя, кто сидя, а кто и лежа (попробуйте полежать, подняв руки с программками над головой посреди, скажем, нашего Арбата) предлагают посетить именно их спектакль. Кто-то танцует, кто-то играет на скрипке, кто-то поет куплеты, кто-то ходит на голове или над головами, и вся эта карнавальная массовка шумит, радуется, собирает вокруг себя десятки зевак (а туристу в Эдинбурге невозможно не стать зевакой – слишком активная жизнь кипит вокруг). И вот среди сотен предложений всех мыслимых и немыслимых театральных фантазий ты выбираешь то, что соответствует твоей душе. Можно пойти на модные сейчас в Европе спектакли по интернетовским блогам (интернет-дневникам). Скажем, по блогам жительницы Багдада, ставшей очевидцем бомбежек и облав. А можно выбрать спектакль современного танца – «Любовники и другие незнакомцы» немецкого театра Cocoondance. Два актера Вивианна Эскал и Вольхардт Самуэль Гист, в прошлом работавшие с Вильямом Форсайтом и Пиной Бауш, за час с небольшим расскажут историю любовной страсти мужчины и женщины в самых разнообразных нюансах желаний, отталкиваний, насилия и покорности. Кульминацией становится сцена, где, раздевшись догола, любовники меняются трусами, майками, спортивными штанами, чтобы ощутить свое полное слияние с Другим.

Тему борьбы за власть над другой душой выбрал и известный норвежский театр «Йо Стромгрен кампани» (в этом сезоне ожидаются их гастроли в Москве). В спектакле «Монастырь» показаны несколько дней из жизни трех сестер-монахинь, живущих в захолустном монастыре полуголодной жизнью. Действующие лица объясняются на выдуманном языке (смесь немецкого, норвежского, датского). И этот волапюк странным образом оказывается абсолютно понятен любым зрителям. Спектакль строится как серия сменяющихся этюдов: умывание, обед, укладывание на ночь. Монашки ссорятся из-за еды, дразнят друг друга, вместе поют гимны и эстрадные песенки, дерутся, просят прощения. Узнав, что две ее сестры прячут от нее хлеб в собственных трусах, одна из монахинь устраивает настоящее побоище.

Но самым популярным спектаклем «Фринжа» в этом году стал «Кетцаль» театра Derevo (Санкт-Петербург – Дрезден), получивший главный приз – статуэтку Архангела. Регулярно приезжающий в Эдинбург театр Антона Адасинского здесь действительно любим и популярен. Театр забит под завязку, и даже зрители первого ряда, изрядно промокшие от водяных брызг, летящих со сцены, не выражали и тени протеста. Марсианские хроники, которые создает на сцене Адасинский (этакий театральный аналог Рея Брэдбери), на этот раз пополнились фантасмагорией ритуалов невиданных птиц. «Кетцаль» в переводе с языка нагуа так и значит «птица». Вход в птичий мир начинается с прорванной в сером занавесе круглой дыры. В ней мелькают руки, головы, торсы, постепенно из дыры вылезают полуголые мускулистые люди-андрогины с бритыми головами и в набедренных повязках. Они справляют свои странные ритуалы ухаживания, битв, драк, похожие то ли на человеческие существа, то ли на взбесившихся сперматозоидов, в яростном вожделении неотступно преследующих друг друга. Тела с отключенным рассудком, управляемые какими-то подспудными импульсами и вожделениями, как всегда, у Адасинского живут вне рационального сюжета или выстроенного сценария. Пересказывать его спектакли все равно что пересказывать фигуры танца. Все трактовки условны и приблизительны. Безусловна тренированность гибких тел, их радость и ярость, их бесстрашие и упоение самим процессом спектакля-танца. В финале сказочной красоты закат оранжевого солнца отражается в разлитой по сцене воде, а темные фигуры, поплескавшись в ней и щедро обдав первый ряд брызгами, уходят по зрительскому проходу к сияющему свету дня.

"