Posted 29 июня 2016,, 12:47

Published 29 июня 2016,, 12:47

Modified 8 марта, 02:53

Updated 8 марта, 02:53

«Многим кажется, что в фильме много ереси»

«Многим кажется, что в фильме много ереси»

29 июня 2016, 12:47
Сегодня, 29 июня, на Московском кинофестивале (ММКФ) состоится премьера фильма «Монах и бес» режиссера Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова. Это единственная российская картина, включенная в конкурс фестиваля. Перед премьерой создатели фильма – Николай Досталь, Юрий Арабов, продюсер Игорь Толстунов и актер Георгий

«Может ли черт стать человеком? А черт его знает!» – ответил Николай Досталь фразой Юрия Арабова на вопрос о том, что стало отправной точкой сценария.

В основе сюжета – история о праведнике Иоанне Новгородском (Тимофей Трибунцев), который однажды словил беса в умывальнике (Георгий Фетисов) и в обмен на свободу попросил беса увезти его на спине в Иерусалим. После этого мелкий бес, следуя своей природе, стал пакостить святому и клеветать на него. Николай Досталь ответил, что «Монах и бес» – это не экранизация жития святого Ивана Новгородского, и своего героя они называют просто «Иван, Семенов сын».

Всюду в репликах героев чувствуется мастерство Юрия Арабова (показавшего «духовные скрепы во всей красе» в «Орлеане» Андрея Прошкина, который представляли на прошлогоднем ММКФ, в «Фаусте» Сокурова, в «Юрьеве дне» Кирилла Серебренникова и т.д.).

Здесь и размышления о дураках и дорогах, произнесенные вроде бы в XIX веке, но обреченные на злободневность («Не будет дорог – не проберется по ним неприятель в самое сердце России!»), здесь священный Иерусалим – суматошный базар, где продают якобы настоящий кусочек креста Христова. Здесь настоятель монастыря печется о том, «как бы чего не вышло», и падает в ноги царю-батюшке, а цензор Бенкендорф держит на прикроватной тумбочке томик «Бориса Годунова».

«Многим кажется, что в фильме много ереси, это не так, здесь много фольклора», – сказал журналистам Юрий Арабов. «Бес попал в воду, просил у монаха Ивана помощи – «Отпусти, отпусти!» – а тот ему предлагает самому спастись. Бес спрашивает, каким образом, а монах ему отвечает: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!»… В итоге бес превратился то ли в бабочку, то ли в ангела».

Николай Досталь. Фото: Вячеслав Михайлов


Создатели ленты рассказали, что их сатирический «Монах и бес» не вызвал серьезных замечаний со стороны представителей Русской православной церкви, которые уже видели фильм, но и прокатные перспективы картины не слишком широки.

«Сейчас смотрят либо развлекательные фильмы, либо большие фильмы-события, – отметил продюсер Игорь Толстунов. – Мы не рассчитываем на большой прокат, но он будет, и уже с завтрашнего дня мы начнем разговаривать с директорами кинотеатров».

Своей планкой по количеству кинотеатральных зрителей авторы считают фильм Павла Лунгина «Остров», и очевидно, что сравнений двух праведников – Мамонова и Трибунцева – не избежать.

«Конечно, хотелось бы, чтобы больше картину смотрела молодежь, потому что им дальше жить, что-то строить в этом мире. Одна из наград моего фильма была с лестной формулировкой «За разрушение барьеров между фильмами для всех и кино для избранных». Вот если этому фильму удастся, буду рад», – сказал Досталь.

Съемки «Монаха и беса» проходили в Кирилло-Белозерском заповеднике неподалеку от Вологды. Именно здесь Николай Досталь снимал другой свой фильм – «Мелкого беса». А Иерусалимом из-за нехватки бюджета (120 млн. рублей, из них 50 миллионов выделены Минкультом) пришлось устроить в Крыму...

Николай Досталь – автор фильмов «Облако-рай», «Коля-перекати поле» и «Петя по дороге в Царствие Небесное», экранизации романа «Мелкий бес» Федора Сологуба, телефильмов «Штрафбат» о быте штрафных батальонов во время Великой Отечественной войны и «Раскол» о сопротивлении патриарха Никона и протопопа Аввакума.

"