Posted 28 июня 2009,, 20:00

Published 28 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:17

Updated 8 марта, 07:17

Школа Гоголя

Школа Гоголя

28 июня 2009, 20:00
Вчера в Звенигороде торжественно закрылась III Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей. 90 молодых артистов из 27 стран СНГ, Балтии, Европы и Азии в течение одного летнего месяца (с 31 мая по 28 июня) вместе жили в Доме творчества и постигали тайны актерского мастерства под руководством ведущи

Проходящая в третий раз Международная театральная школа – один из самых симпатичных и полезных проектов СТД. Сохранение общего культурного пространства со странами бывшего соцлагеря – одно из важнейших направлений государственной политики. Из обихода бывших республик исчезает русский язык, русская литература обретает статус «зарубежной» и постепенно уходит из школьных программ. Исчезают с экранов российские телеканалы. И одинокими форпостами русской культуры становятся русские театры, сильно стесненные в средствах и в возможностях профессионального роста. Одна из постоянных жалоб руководителей русских театров за рубежом: отсутствие необходимой языковой практики, из-за чего актеры говорят по-русски все хуже и хуже. Кроме того, в республиках между русскими театрами теряется связь, которая помогла бы и обмениваться опытом, и организовывать гастроли. Осложняет ситуацию и тот факт, что в жизни нынешних актеров фактически исчезла возможность повышать квалификацию, а потому их профессиональный уровень неизбежно снижается. Летняя театральная школа и должна помочь молодым актерам: за месяц интенсивного общения подтянуть русский язык, наладить контакты и, конечно, открыть новые горизонты профессии.

У школы была и сверхзадача – выпуск спектаклей. В этом году с участниками школы спектакль по Леониду Андрееву «Тот, кто получает пощечины» поставил литовский режиссер и руководитель русского театра в Вильнюсе Йонас Вайткус. Балетмейстер Олег Николаев выпустил пластическую композицию «Письма памяти», а петербургский режиссер Андрей Андреев – «Ревизора» Гоголя. Но самым необычным проектом школы стала работа над кукольным спектаклем «По ту сторону. Гоголь», которую осуществил лауреат «Золотой маски» Борис Константинов.

Для своего спектакля он отобрал артистов из семи стран – Белоруссии, Германии, Италии, Латвии, Ливана, России и Франции, причем для многих из них это был первый опыт работы с куклой. Исполнители сами создавали всех персонажей спектакля, используя подручные материалы. Как вспоминает француженка Эльза Фуртаду, которой досталось изготовление гусей, «это было сложно, но очень весело и безумно интересно». Здесь были и куклы-марионетки, и перчаточные куклы, и куклы-силуэты, и куклы-черепа... Самой обворожительной оказалась кукла-кошка, составленная из отдельных лап, туловища и головы.

Борис Константинов составил сложную композицию, смешав фразы из писем Гоголя, а также фрагменты из повестей и рассказов разных лет. Идиллические «Старосветские помещики» тут соседствуют с макабрическим танцем персонажей из «Мертвых душ», а тоскливая фраза о душевной боли, вызванной известием о смерти Пушкина («Ни одной строки я не написал, не представляя его перед собою») – с разудалым смехом маленького красного дьяволенка, сообщающего Гоголю: «Что в душе было, то и вылилось!»

Одна из лучших сцен – из «Старосветских помещиков». За столом сидят картонные силуэты Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, а просунутые в отверстия руки кукловодов разливают чай из настоящего самовара, накладывают сахар, подливают молока в блюдечко кошки. «Это смерть моя приходила за мною», – вздохнет картонная Пульхерия Ивановна, и краткая идиллия исчезнет под рыдающие звуки песни.

Спектакль распадается на фрагменты и, похоже, даже постановщик затруднится сказать, о чем конкретно его спектакль. Но в этих малосвязанных между собой эпизодах радуют искры настоящего таланта.

"