Posted 28 июня 2007,, 20:00

Published 28 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Разудалая войнушка

28 июня 2007, 20:00
Сегодня на телеэкране царит жанр военных приключений, а среди основных героев не тривиальные там пехотинцы, артиллеристы или танкисты, а разведчики и контрразведчики, которые действуют так, как им велит буйная фантазия сценаристов и режиссеров. Причем с каждым годом фантазии становятся все изощреннее и все сказочнее.

Например, Первый канал приурочил к 22 июня новый сериал «Смерть шпионам!», авторам которого явно не давали покоя лавры Владимира Богомолова. В сериале действие происходит в августе сорок четвертого, но не в Белоруссии, а на Украине, а сюжет закручен похлеще богомоловского.

Еще бы! В тылу у наступающей Красной Армии, где-то под Винницей (там, где была ставка Гитлера «Вервольф»), происходят странные вещи – то загулявшие с девочками военные топографисты начинают тонуть в местной реке, то поезда по вине машинистов сами собой сходят с рельсов, то летчики гробят боевые самолеты. Оказывается, неприятель применил «оружие возмездия» – установку низкочастотного излучения, вызывающую галлюцинации.

Но самое ужасное, что враг подбирается к неким секретным документам в ставке фюрера, могущим чуть ли не изменить ход войны. Речь идет о тайных переговорах Сталина и Гитлера. Капитан же СМЕРШа Сирота в исполнении Никиты Тюнина – это своеобразный ответ режиссера-постановщика Сергея Лялина богомоловскому старшему лейтенанту Таманцеву (по версии режиссера Михаила Пташука в исполнении Владислава Галкина). Типа, наш-то, покруче будет. Тот ведь действовал в составе группы, а этот – волк-одиночка.

Судите сами. Генерал Полуноченко и полковник Тарасенко посылают в местный гарнизон под видом военкора Сироту, чтобы тот нашел и обезвредил предателя. При этом, пока бравый и слегка небритый капитан в тельняшке под гимнастеркой, с двумя пистолетами (чем он хуже Таманцева?), лазает по разным чащобам и лихо отстреливается от диверсантов, его начальники, пригорюнившись, сидят в кабинете и пьют горькую, рассуждая о том, что их в штрафбат не пошлют, а кокнут на месте. Ибо много знают. Одна надёжа на Ивана. Вся работа Управления контрразведки встала, все ждут вести от капитана Сироты, как заявляет один из персонажей.

Любопытны и диалоги. Вот, например, идут по лесу майор из комендатуры и капитан Сирота, ищут сбежавших уголовников-диверсантов и между ними происходит такой диалог: а почему, мол, блатные, ты полагаешь, должны быть диверсантами? А капитан ему: «Подвиг разведчика» смотрел?»–«Конечно, смотрел», – отвечает майор и тут все понимает.

И тут чего-то не понимаю я. Хотя в фильме «Подвиг разведчика» действие происходит в оккупированной Виннице, где действует советский разведчик Федотов в исполнении Павла Кадочникова, но сам-то фильм снят режиссером Борисом Барнетом в 1947 году, то есть через три года после описываемых в сериале событий.

Но и это зрелище меркнет перед свежим кинополотном Михаила Шевчука «Главный калибр» (канал «Россия»), которое являет собой настоящую жемчужину паноптикума. 1943 год, капитан Тенегин и его разведгруппа получают задание – найти секретную нацистскую лабораторию, где разрабатывают уникальный химический стимулятор для военных, который превращает обычного человека в универсального солдата сразу после приема.

Солдаты Тенегина выглядят так: один в шляпе с бородкой и пальто, постоянно сыплющий латинскими поговорками, другой – «Семен с Тибета» (как представляют его зрителю), с длинными волосами, которые он потом кокетливо заплетет в косичку под пилотку, и третий, Буба, – в черкеске с газырями и папахе. Да впридачу для экзотики еще кинооператор-цыган.

Герои «Калибра» когда разговаривают, а когда говорят стихами. Особенно в тылу у немцев. Постоянно ходят строем и весь фильм дерутся голыми руками со свирепого вида эсэсовцами, которые почему-то все, как один, хорошо говорят по-русски. В общем, смесь из Брюса Ли, «Неуловимых мстителей» и «Финиста – Ясного Сокола».

На фоне этой разудалой войнушки особенно пронзителен генерал Бессонов в исполнении мудрого и много чего повидавшего на своем веку Георгия Жженова, который в финале «Горячего снега», показанного ТВ-Центром, раздавая уцелевшим после боя батарейцам ордена Боевого Красного Знамени, чуть виновато говорит: «Главное, было выбить у них танки. Это было главное. Всё, что могу лично».

"