Posted 28 июня 2006,, 20:00

Published 28 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Степные орки

28 июня 2006, 20:00
От трех с половиной до семи млн. долларов предложила казахским бизнесменам вложить в американское кино их бывшая соотечественница, а ныне руководитель американской кинокомпании Key Element Llc Дина Касеинова. Правда, присутствовавшие при этом деятели казахской культуры считают, что от этого казахское кино ничего не пол

Идея госпожи Касеиновой состоит в том, что вложения казахского бизнеса в американские фильмы могут сделать Казахстану рекламу в Голливуде, который будет рад использовать страну в качестве большой (как известно, страна занимает девятое место в мире по территории) съемочной площадки. Кроме того, это должно поднять качество казахского кино, поскольку появится своего рода школа, и, главное, оно начнет наконец зарабатывать деньги.

Раньше боссы казахского кино наоборот старались уговорить американцев вложить деньги в казахские фильмы, ради чего страна, выпускающая всего 3–4 картины в год, проводит аж по два ежегодных кинофестиваля – «Евразия» и «Звезды Шайкена». Надо полагать, свою идею г-жа Касеинова позаимствовала на другом конце земли – в Новой Зеландии. Именно там режиссер Питер Джексон заснял в своем «Властелине колец» великолепные пейзажи и дивизию новозеландской армии в роли армий людей и орков. Как известно, съемочные площадки кинофильма были превращены в тематические парки, а костюмы киногероев превратились в наряды для ежегодных уличных шествий. Шествия привлекают туристов из армии поклонников Толкиена со всего мира. Правда, незадолго до этого правительство Новой Зеландии впустую истратило пять миллионов долларов на исследования того, что в мире думают о ней, чтобы начать работать над привлекательным имиджем страны (выяснилось, что в мире о Новой Зеландии не думают ничего).

Свой вариант такой же имиджевой киносаги пытались снять и в Казахстане, для чего привлекли достаточно известные имена как из России (Сергей Бодров-старший взялся доделывать фильм, брошенный на полпути Иваном Пассером, а сценаристом выступил Рустам Ибрагимбеков), так и из США (откуда привлекли актеров, специализирующихся на боевиках и телепроектах, – Куно Беккера, Марка Дакаскоса и Джейсона Скотта Ли). Кинопроект «Кочевник» (по мотивам казахской истории о хане, скрывавшемся под личиной простого пастуха), стал самым дорогим не только по казахским меркам. Его бюджет составил 32,5 млн. долларов. Каков итог? По мнению большинства экспертов, это был громкий провал. Необъятный бюджет фильма был попросту разворован (впрочем, как шутят в Алма-Ате, зато теперь у всех киношников есть квартиры и машины, и они могут высвободить время для творчества). Игра героев была посредственной, а батальные сцены, традиционно являющиеся главным содержанием таких фильмов, были сняты без фантазии и полета (причем в буквальном смысле – не было ни одного общего плана битвы). Итог: американцы, вложившиеся в «Кочевник», объявили, что намерены переснять фильм в США.

Впрочем, даже после такого грустного опыта предложение г-жи Касеиновой не понравилось казахским кинематографистам. «Нам, творцам, хотелось бы, чтобы именно казахские проекты были инвестированы на американские деньги. Вот этого только пока не происходит», – сказал по этому поводу Игорь Вовнянко, председатель Союза кинематографистов Казахстана. По общему мнению, неуспех первой большой казахской картины связан с главной проблемой казахского кино – его локальностью и узостью рынка. Об этом говорил и директор главной киностудии страны – «Казахфильма» – Сергей Азимов, отмечавший, что в Казахстане живут всего 15 млн. человек, поэтому делать большие фильмы для них нерентабельно, а если снимать кино «для остального мира», то это, во-первых, будет уже не казахское кино, а во-вторых, малопродуктивно. Американские продюсеры уже заявили, что желающие спонсировать их фильмы среди казахских бизнесменов есть. «Для одного небольшого проекта стоимостью в 500 тысяч долларов мы уже нашли казахского инвестора», – коротко отметила Дина Касеинова. Осталось только собрать недостающие 6,5 млн., а казахское кино там уж как-нибудь разовьется…

"