Posted 29 мая 2017,, 06:49
Published 29 мая 2017,, 06:49
Modified 8 марта, 01:51
Updated 8 марта, 01:51
Казалось, что заветная Золотая пальма уже совсем близко. Фильм Звягинцева, который уверенно возглавлял рейтинг международной кинокритики, с самого начала фестиваля попал в число основных претендентов на главный приз. Конечно, известно, что мнения жюри и критики совпадают редко, но все же верилось в удачу, тем более, что один за одним явно выходили из битвы за пальму крупные мастера, представившие в конкурсе далеко не лучшие свои фильмы: Михаэль Ханеке («Счастливый конец»), Жак Дуайон («Роден»), Франсуа Озон («Двуликий любовник»), Тодд Хейнс («Мир, полный чудес»)…
Судя по тому, что сообщил на финальной пресс-конференции председатель жюри Педро Альмодовар, «в жюри были разные взгляды по фильмам основного конкурса». При этом, разумеется, взгляд председателя всегда остается решающим. Остается предположить, что серьезный кинематограф Звягинцева, с его мрачными проблемами далекой России не стал близким и понятным Альмодовару, автору эксцентрически-эротических эпатирующих барочных комедий-мелодрам с «пленительно агрессивным дизайном».
А вот «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда, которому дон Педро вместе с актрисой Жюльетт Бинош вручил Золотую пальмовую ветвь и который он назвал «историей о диктатуре политкорректности», оказался, видимо, ему куда ближе. Это притча в форме черной комедии, подвергающая сатирическому осмеянию шведскую арт-тусовку, в которой главный герой – харизматичный куратор музея современного искусства – попадает в различного рода странные ситуации. Он готовит к открытию инсталляцию «Квадрат», где людям предлагается быть внимательными друг к другу, находясь внутри этого квадрата. Разумеется, в реальной жизни все оказывается иначе.
Талантливой картине Кантемира Балагова «Теснота» о душной атмосфере Нальчика конца 90-х, где жить становится опасно, включенной в программу «Особый взгляд», достался приз международной критики ФИПРЕССИ, что является значительным успехом молодого дебютанта, ученика Александра Сокурова.
В целом же, жюри отметило теми или иными призами все фильмы конкурса, которые того заслуживали.
Гран-при жюри получила картина Робена Кампийо «120 ударов в минуту», про активистов организации, отстаивающей права больных СПИДом .
Приз за лучшую режиссуру достался Софии Копполе за фильм «Роковое искушение». Это изящно сделанная костюмная драма из времен войны Севера и Юга, с неожиданными поворотами, резкими контрастами и эротическим подтекстом, с участием Николь Кидмен в роли строгой хозяйки пансиона для девочек, пышнотелой Кирстен Данст, в роли ее помощницы, и харизматичного Колина Фаррела, раненого солдата вражеской армии, в которого влюбляются все приютившие его пансионерки.
Дайан Крюгер, исполняющая роль мстительницы неонацистам за убийство мужа-турка, в драме немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина «На пределе», получила приз за лучшую женскую роль.
Специальный приз, организованный в честь 70-летия фестиваля, был вручен Николь Кидмен, которая на конкурсном экране появилась дважды – в фильме Софии Копполы «Роковое искушение» и в картине грека Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя». Интересно, что оба раза она появилась в паре с Колином Фаррелом. Кроме того, Николь Кидмен украсила своим присутствием внеконкурсный фильм Джона Кэмерона Митчелла «Как разговаривать с девушками на вечеринках» и сериал «Вершина озера».
Греку Йоргосу Лантимосу, которому после показа сюрреалистического триллера «Убийство священного оленя» Педро Альмодовар аплодировал стоя минут пятнадцать, при дележе наград достался приз за с сценарий. Вероятно, ему нужно было разделить этот приз не только со своим сосценаристом Эфтимисом Филиппом, но и с самим Еврипидом, по мотивам трагедии которого «Ифигения в Авлиде» и был сделан фильм. Однако, поделить этот приз ему пришлось с Линн Рэмзи за сценарий другого триллера - «Тебя никогда здесь не было». В картине Рэмзи также была отмечена призом лучшая мужская роль. Ее получил Хоакин Феникс, исполнитель роли сыщика.
Чем запомнится 70-й юбилейный Каннский кинофестиваль 2017 года?
Небывалым ажиотажем. Свирепой охраной. Хорошей погодой. Невиданным звездным парадом.
Вряд ли – выдающимися, этапными фильмами, которые войдут в историю мирового кинематографа.