Posted 29 мая 2016,, 10:32

Published 29 мая 2016,, 10:32

Modified 8 марта, 02:52

Updated 8 марта, 02:52

В Нижегородской драме рассказали об убийстве Павла I

В Нижегородской драме рассказали об убийстве Павла I

29 мая 2016, 10:32
В Нижегородской драме рассказали об убийстве Павла I

Режиссер Елена Невежина обратилась к вышедшей в 1908 году в издательстве Пирожкова драме Мережковского «Павел I», которая сразу после публикации была запрещена и конфискована как проявление «дерзостного неуважения к Высшей Власти…». Четыре года спустя вердикт удалось оспорить в суде, обвинения с автора были сняты.

Писатель продолжил работу исследователя феномена самодержавия как манифестации силы Антихриста, создав трилогию «Царство зверя», куда помимо «Павла» вошли романы «Александр I» и «14 декабря». И тут Мережковский был прямым наследником традиций русской исторической драматургии, где, начиная с «Хорева» Сумарокова, история всегда была прежде всего поводом прямого высказывания по самым актуальным вопросам с непременным «уроком» царям и властителям.

«Павел I», рассказывающий о горе страны, чье существование целиком подчинено желаниям, капризам, маниям одного человека, впрямую адресовался августейшему читателю. Судьба пра-пра-деда читалась недвусмысленным предостережением царю, уже пережившему революционные волнения 1905 года, живущему под грозной тенью нависающей катастрофы и торопящему ее всеми своими метаниями в политике внутренней и внешней.

Режиссер Елена Невежина и художник Дмитрий Разумов создали на сцене Нижегородского театра драмы облик царства, где властвуют сумерки и свободно разгуливают призраки. Страны, которую уже накрыли крылья ночи, и потому ожили все мороки и химеры.

На сцене – макет Михайловского замка (он же – императорская кушетка, он же – стол для государственных бумаг). Черные капюшоны сгрудились караулом по краям сцены и оживают в самые неожиданные моменты… Программная костюмированность спектакля – с кринолинами и пудренными париками, с набеленными лицами царедворцев – тут отсылает отнюдь не к оперному большому стилю, но к фильму ужасов. Танцующие «психеи» в ампирных платьях с высокими талиями, кажется, вот-вот обнажат клыки вампиров.

Главным же героем спектакля стал отнюдь не несчастный сумасшедший Павел (Евгений Зерин) с его резкими переходами от любви к человечеству к крикам «Запороть!». И даже не его благовоспитанный наследник – цесаревич Александр (Иван Бычков). Но интриган и политтехнолог граф Пален (Сергей Блохин).

Дело не только в масштабе таланта исполнителя, но в смысловых акцентах постановщика. Военный губернатор Петербурга ведет опасную игру и с императором, и с цесаревичем. Он подслушивает, подсматривает, лукавит, множит слухи и сплетни, нагнетает атмосферу истерической безысходности. Но и сам отравляется общей бациллой страха и предощущения грядущей катастрофы...

Граф Пален уверен, что главная угроза российской империи – сумасшедший с бритвою в руке, занявший императорский престол. Но будет ли благодетелен для России дворцовый переворот, который усадит на трон отцеубийцу?

Графу кажется, что все нити интриги в его руках. Он обольщает, запутывает, заговаривает Павла, которому как всякому слабому человеку так хочется кому-то довериться и на кого-то опереться. Он искушает, льстит и запугивает Александра, который как всякий начинающий политик мнит себя стратегом и тактиком...

Но и сам этот сухопарый и храбрый военный и искушенный царедворец – только пешка в руках рока.

Все громче и настойчивее звучит «Болеро» Равеля (выбор музыки, может, слишком лобовой и однозначный для полифонического и сложно придуманного спектакля Елены Невежиной).

Каждый шаг, каждый поворот сюжета торопит и окликает катастрофу. Последнее свидание Павла с Анной Гагариной (Маргаритой Баголей). Женское сердце чувствует беду: Анна просит Павла провести ночь в ее покоях. Но император непреклонен. Судьба-тревога даже не ведет, но буквально тащит его в тщательно подготовленную ловушку...

Ангелами смерти плывут фрейлины, заступают на караул черные капюшоны. Действующие лица выстраиваются на авансцене в караул с масками императора в руках.

Заговорщики обсуждают как скорее привести тело в надлежащий вид (били даже мертвого и сильно изуродовали). Вдовствующая императрица приглашает старшего сына Александра пойти взглянуть на отца и протягивает ему корону...

Русская история вступает в новую фазу – впереди «дней Александровых прекрасное начало», Отечественная война, «плешивый щеголь» на троне, бунт 14 декабря…

"