Posted 28 мая 2014,, 20:00

Published 28 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

В поисках детского кино

В поисках детского кино

28 мая 2014, 20:00
В День защиты детей, 1 июня, в Москве открывается фестиваль «КОТ» – Первый московский международный фестиваль фильмов для детей и подростков. На смотре будут представлены десятки полнометражных и короткометражных работ более чем из 20 стран мира. И это выглядит почти удивительно, ведь кажется, что детское кино снимаетс

На самом деле такое представление крайне далеко от действительности. Например, судя по базе ECFA (Европейской ассоциации детских фильмов), в 2013 году в Европе (включая Россию и Турцию) было создано 111 фильмов, в 2012-м – 128, в 2011-м – 138, в 2010-м – 109. Чаще других в списках появляются Франция, Германия, Англия, Швеция, Норвегия, Дания и Голландия.

В ряде стран развитию детского кино уделяют особенное внимание. Например, в Дании, где начиная с 1980-х государство расходует на детское кино не менее 25% от всех киносредств. За последние 10 лет в рамках этой программы развития было снято около 90 полнометражных картин. Близки и голландские показатели, где за 10-летие вышли на цифру 83 фильма – именно такое число называет консультант Нидерландского кинофонда по детскому и юношескому направлению Моник Рёйнен в опубликованном ECFA интервью.

К слову сказать, Россия в этом рейтинге пусть и не лидирует, но занимает неплохое место. В списках ECFA ежегодно появляется около пяти российских фильмов. Однако в реальности цифра даже больше: в России выпускается ежегодно около пяти полнометражных мультфильма и еще три-четыре игровых фильма для детей. И надо надеяться, что это число будет постепенно расти, особенно после того как отечественный Фонд кино сделал субсидирование детского кинематографа отдельной статьей.

Европой ареал обитания детского кино не ограничивается. Если взглянуть на программы международных детских кинофестивалей, то в списках конкурсантов (а иногда даже призеров) можно обнаружить фильмы из Японии, Индии, Австралии, Новой Зеландии, Казахстана, Латвии, Южной Африки, Аргентины и других стран.

По жанрам и видам статистики нет, но по приблизительным подсчетам 25–30% – анимационные фильмы, крошечная часть – документальные, остальные же относятся к разряду игрового кино. При этом среди игровых картин преобладают комедии и драмы о повседневной жизни, адресованные школьникам и подросткам.

Последнее звучит особенно курьезно, поскольку именно бытовых картин для детей и про жизнь детей, кажется, не хватает в сегодняшнем кинопространстве больше всего. Если мультфильмы и киносказки (последние – в основном из Америки) в каком-то количестве появляются, то картины, обсуждающие с детьми их повседневные проблемы и вопросы, – это сегодня настоящий раритет на российском (да и международном) рынке. Если проблема не в производстве, то в чем?

Опираясь на те же данные ECFA, можно предположить, что главные трудности детского кино связаны с прокатом. Так, подсчитывая общеевропейские прокатные итоги за 2004–2007 год, ECFA утверждает, что в десятке прокатных лидеров (по категории детского кино) оказался всего лишь один европейский фильм («Уоллас и Громит»), всего 14 европейских фильмов имели прокат более чем в 10 странах и плюс к ним 30 фильмов показывались более чем в четырех странах. При этом только 12 фильмов собрали суммарно более чем по миллиону зрителей. И это статистика за три года.

В России детские фильмы также почти не покупаются. Неголливудский детский кинематограф оказывается не слишком-то востребован прокатчиками (если не считать анимационные фильмы, которые в целом выходят довольно активно), и их сложно винить. Те немногие детские картины, которые появляются на больших экранах в России, сборы имеют весьма скромные и в целом оказываются почти незамеченными. Многие ли посмотрели в 2010 году «Маленького Николя», созданного по международному книжному бестселлеру? Или «Джунгли зовут! В поисках Марсупилами»? Даже на отечественного производства фильмы ходят не многие. Например, «Сказка. Есть» увидели в России 52 тыс. зрителей, «Страна хороших деточек» – 18 тыс., «Честное пионерское» – шесть тыс.

Хороший детский кинофестиваль мог бы немного повлиять на эту ситуацию, показав нашему зрителю редкое кино, дав представление о нем заинтересованным прокатчикам, подняв в СМИ тему детского кинематографа на серьезном уровне. Как минимум он может перевести публичное ворчание по поводу отсутствия хороших детских фильмов на разговоры о том, почему мы не видим существующих детских фильмов и какое именно кино мы хотим показывать своим детям. Вопрос о том, сможет ли именно «КОТ» стать такой важной и необходимой площадкой для продвижения и обсуждения детского кинематографа, остается открытым. Однако хочется надеяться, поскольку мы все родом из детства, и от того, какое кино смотрят наши дети, зависит не так уж мало.

"