Posted 28 мая 2012,, 20:00

Published 28 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

«Любовь» под пальмовой ветвью

«Любовь» под пальмовой ветвью

28 мая 2012, 20:00
Завершившийся в воскресенье 65-й Каннский кинофестиваль оставил после себя приятное послевкусие как один из самых интересных и по содержанию, и по звездности, и по деловой активности. Престижнейший международный киносмотр завершился убедительной победой любви над злом, насилием, ненавистью и даже смертью – фильм Михаэл

Опасения по поводу того, что основной конкурс Каннского фестиваля, сплошь состоящий из картин известных и немолодых мастеров, которым уже и сказать особенно нечего, будет скучным, не оправдались. Сильные впечатления следовали одно за другим, киноленты заставляли фестивальную прессу обсуждать и спорить до хрипоты. Конкурс, что было признано многими, сложился ярким и разнообразным. Практически каждый фильм рассматривался как потенциальный претендент на Золотую пальмовую ветвь. Лидировала, по общему мнению, лента «Любовь» Михаэля Ханеке, хотя некоторые ставили под сомнение возможность получения ею Пальмы, поскольку недавно режиссер уже «отхватил» «ветку» за картину «Белая лента». В числе претендентов также обсуждался фильм румына Кристиана Мунжиу «Над холмами» (антиклерикальная драма об экзорцизме), острая социальная драма Томаса Винтерберга «Охота» на тему повальной истерии по поводу сексуальных домогательств и педофилии, жертвой которой становится ни в чем не повинный человек. Говорили и о драме Жака Одияра «Ржавчина и кость», где Марион Котийяр, сыгравшая обезноженную укротительницу китов, рассматривалась в качестве главной кандидатки на приз за лучшую женскую роль. При этом не было или почти не было фильмов, которые забывались бы сразу же после просмотра. Уровень конкурсной программы не был, конечно, ровным все время. Начавшись неярко, конкурс ко второй своей трети приобрел силу, а к завершению снова несколько сник. В числе неожиданных разочарований оказались фильмы Дэвида Кроненберга «Космополис» и Вальтера Саллиса «На дороге».

«Космополис», претендующий на притчу о конце капитализма и конце света, оказался пустоватым и довольно вялым, топчущимся на месте рассказом об американце, который «впечатан» в свой белый лимузин, застрявший в пробке на Манхэттене. Место действия, коим и является этот лимузин, не самое интересное и не самое эффектное, хотя к богатому молодому человеку время от времени и наведываются разные болтливые персонажи со своими длинными монологами. Кстати, таким же неинтересным оказался вызвавший невероятный шум на фестивале режиссерский дебют сына Кроненберга Брэндона – картина Antivital была показана в программе «Особый взгляд».

Англоязычная лента бразильца Вальтера Саллиса «На дороге» повторяет десятки картин на эту тему (многие из которых гораздо интереснее). Америка середины прошлого века, друзья, одна девушка на двоих, бесконечное путешествие по дорогам втроем, богема, интеллектуальные беседы, марихуана… Когда-то сделавший блестящий фильм «Центральный вокзал» на своем родном бразильском материале, Саллис полностью потерял лицо, работая на материале чужом, и стал банальным.

Одной из последних на фестивале была показана военная драма Сергея Лозницы «В тумане», произведшая сильное впечатление и немедленно ставшая фаворитом у критиков. Они отвели ей одно из первых мест в своем рейтинге, а позже вручили престижнейший приз FIPRESCI. Когда-то этой наградой гордился Андрей Тарковский, получив ее за «Андрея Рублева». «В тумане» – авторская экранизация рассказа Василя Быкова, решенная в форме притчи, о войне без войны. Несмотря на нарочито замедленный ритм, напряженная атмосфера в этом рассказе о предательстве и мести, войне, которая таится за каждым поворотом, передана прекрасно в каждой детали. В основные призеры попали две самые непопулярные у критиков ленты. Председатель жюри Нанни Моретти, очевидно, не захотел обижать своего соотечественника Маттео Гарроне, наградив Гран-при его не слишком оригинальную трагикомедию «Реалити» о незадачливом торговце рыбой, мечтавшем стать телезвездой, что отдаленно напоминает «Самую красивую» Висконти и фильмы Феллини. Очевидно, Нанни Моретти и его компании что-то удалось понять в бессвязном и мутном высказывании мексиканца Карлоса Рейгадаса «После мрака будет свет» – единственном фильме, громко освистанном критикой на пресс-просмотре и попавшем в аутсайдеры.

Что касается остальных призов, они в основном достались именно лидерам конкурса, хотя могли, наверное, распределиться между ними как-то иначе. Кен Лоуч получил за «Долю ангела» – милую социальную комедию о шотландских безработных – Специальный приз. Кристиан Мунжиу – приз за сценарий и приз за лучшую женскую роль – Кристине Флутур и Космине Стратан. Мадс Миккельсен, сыгравший в «Охоте» Томаса Винтерберга несправедливо обвиненного в педофилии воспитателя детского сада, награжден призом за лучшую мужскую роль.

"