Posted 28 апреля 2014,, 20:00

Published 28 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:31

Updated 8 марта, 04:31

Ноль мотивации

Ноль мотивации

28 апреля 2014, 20:00
Ежегодный международный кинофестиваль Трайбека, основанный Робертом Де Ниро, Джейн Розенталь и Крейгом Хаткоффом несколько месяцев спустя после трагических событий 11 сентября 2001 года, проходил в конце апреля вот уже в тринадцатый раз. За эти годы он успел стать вторым по значимости (после Сандэнса) фестивалем америк

Американское кино доминировало во всех программах Трайбеки, главными из которых являются два международных конкурса – игровой и документальный. Для того чтобы подчеркнуть их равенство, в них одинаковое количество фильмов – по дюжине (здесь Трайбека идет по следам своего «старшего брата» – Сандэнса).

Сказать, что игровой конкурс представляет собой полный срез мирового кинематографа, было бы большим преувеличением. Из двенадцати картин ровно половина были американскими. Фильмами открытия и закрытия также стали фильмы США (кстати говоря, закрывавший Трайбеку «Начать сначала» Джона Карни с Кирой Найтли будет также фильмом закрытия предстоящего Московского международного кинофестиваля).

В американскую шестерку вошли «Пять звезд» Кейта Миллера, «Гэбриэл» Луи Мауи, «Стеклянный подбородок» Ноа Бушела, «Прощание со всем этим» Ангуса Маклачьяна, «Намеренно валять дурака» Эдама Рэппа и «X/Y» Райана Пирса Уильямса. При столь ограниченном числе иностранных фильмов тем удивительнее экзотическое присутствие в конкурсе картины грузинского режиссера Тинатин Каджришвили «Невеста» (копродукция с Францией). Кроме того, в конкурсе – мексиканская картина «Gueros» Алонсо Руизпаласиоса, итальянские «Человеческие ресурсы» Паоло Вирци, французское «Похищение Мишеля Уэльбека» Гийома Нисьо, шведское «Что-то надо разорвать» Эстер Мартин Берсгмарк и израильская «Ноль мотивации» Тальи Лави.

В документальном конкурсе участвовало семь американских фильмов. Кроме них – фильмы из Франции, Великобритании, Пуэрто-Рико и Нидерландов.

Самая большая по количеству фильмов программа «В фокусе» практически полностью (за редким исключением) состояла из американских фильмов. В секцию «Точка зрения» попала частично наша картина «Я не вернусь» (Белоруссия – Эстония – Финляндия – Казахстан – Россия) эстонского режиссера Илмара Раага, известного по фильму 2007 года «Класс» – самому кассовому в истории Эстонии фильму. Это рассказ о путешествии, вернее, бегстве двух девушек по просторам России (с криминальным оттенком и социальным подтекстом).

Увы, на фестивале не оставляло ощущение, что смотришь не разные картины, а одно и то же длинное и необязательное кино – то с начала, то с конца, то с середины. Где все заранее знаешь. Где обязательно один другому, не спрашивая, передаст недокуренный «косячок»; где кого-то стошнит (удивительно все-таки слабые желудки у персонажей современных фильмов: чуть что не так – быстрее к унитазу, желательно грязному, желательно на маргинальных задворках, но, если припрет, можно и в отеле «люкс», и на чужие брюки); обязательно большой дядя (тетя), согнувшись в три погибели, присядет на корточки перед ребенком, чтобы тот не подумал, что его не уважают; непременно, если кто-то что-то делает руками в кадре, этот кто-то будет левшой (стоит задуматься над этим феноменом отдельно). Ну и конечно же, люди всех социальных групп, независимо от пола и возраста, непременно через слово говорят «фак» и курят. Удивительно, что в Нью-Йорке, где соседи доносят друг на друга, если заподозрят, что кто-то в своей собственной квартире зажег сигарету, персонажи фильмов, независимо от пола и возраста, никогда не вынимают сигарету изо рта.

Недостаток воображения и хоть какой-то оригинальности поражает и в фильмах режиссеров-дебютантов. Зачем пришла в режиссуру прелестная актриса Кортни Кокс? Чтобы еще раз продемонстрировать все вышеперечисленное в истории о подростке, столь пострадавшем в детстве от окружающих, что он взрослым возвращается в родной город, чтобы на глазах у всех покончить с собой? («Перед тем, как уйду»).

Славная кинематографическая династия Коппола продолжает разрастаться. Вслед за великим дедушкой Фрэнсисом Фордом, дядями и тетями Софией Коппола, Романом Коппола, Николасом Кейджем и прочими на кинематографическую арену выходит третье поколение в лице внучки Фрэнсиса Форда – Джии. Для того чтобы рассказать заурядную историю о любовных неурядицах и томлениях девушки Эйприл еще в одном фильме-близнеце («Palo Alto»)?

Но все же по крайней мере два фильма из этого ряда определенно выделялись. Оба основаны не столько на сильной драматургии, сколько на блестящей актерской игре. В «Габриэле» режиссера-дебютанта Лу Хауи – Рори Калкин (брат того самого Маколея) создает запоминающийся образ психически неуравновешенного парня, который отчаянно хочет жить нормальной жизнью.

Актер-ветеран Робин Уильямс, которого мы привыкли чаще видеть в ролях комических, в фильме Дито Монтьеля «Бульвар» создает трагический, тревожный, почти отталкивающий образ пожилого, успешного – и в карьере, и в семейной жизни – человека, который вдруг влюбляется в уличного парня-проститутку. Он обнаруживает в себе то, что все эти годы тщательно скрывал, убегая от самого себя.

Победительницей игрового конкурса Трайбеки стала израильская картина «Ноль мотивации» – интересный режиссерский дебют Тальи Лави. Это черная комедия – коллективный портрет группы израильских девушек-солдат. Денежное наполнение приза – 25 тыс. долларов.

Лучшими актерами названы американец Пол Шнайдер («Прощание со всем этим») и Валерия Бруни-Тедески («Человеческие ресурсы»). Лучший документальный фильм – «Целься и стреляй», США, режиссер Маршалл Карри. Фильм «Я не вернусь» удостоен специального упоминания жюри. Приз зрительских симпатий достался «Шеф-повару», симпатичной смешной комедии Джона Фавро, в которой снимается он сам, а также Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон, Дастин Хоффман и другие звезды разных поколений, а также документальной картине «Keep On Keepin’on» Элана Хикса, посвященной легендарному трубачу Кларку Терри, который стоит на пороге своего девяностолетия.

"