Posted 28 апреля 2013,, 20:00

Published 28 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Должен ли Петербург отдать Москве Матисса

28 апреля 2013, 20:00
Должен ли Петербург отдать Москве Матисса

В ходе традиционного общения граждан с президентом РФ в прямом эфире произошел конфликт между директорами крупнейших российских музеев. Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова обратила внимание Владимира Путина на то, что экспозиция Музея нового западного искусства, созданная в Москве еще в 1923 году и поделенная между Эрмитажем и Пушкинским музеем в 1948-м, должна находиться в столице.

Глава государства предложил выслушать позицию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который находился на связи из Санкт-Петербурга, спросить его, доступны ли произведения из коллекции посетителям музея.

По словам г-на Пиотровского, все произведения экспонируются. «Они все были переданы в Эрмитаж в обмен на около 200 шедевров старых мастеров, которые были изъяты из Эрмитажа и переданы в Музей имени Пушкина в 20-е годы», – пояснил Пиотровский и добавил, что ему «стыдно, что музейные дела выносятся на такое обсуждение с президентом». Президент сказал, что готов поддержать любое решение музейного сообщества, если вопрос будет «проработан», то есть изучен на уровне Министерства культуры.

По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, начинать восстанавливать музеи, которые пострадали от действий советской власти, нужно с Эрмитажа, «поскольку он пострадал куда больше остальных», когда в 20–30-е годы прошлого века часть коллекции Эрмитажа была продана за границу. Отдавать картины из коллекции музея Пиотровский не намерен. Он считает, что коллекция Эрмитажа должна оставаться неприкосновенной, равно как и коллекции всех других музеев. «Это уже сформировавшийся организм. Музеи, такие, какими они уже сложились, надо холить и лелеять», – сказал он. Того же мнения придерживается и ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. По его словам, восстановление в Москве Музея нового западного искусства возможно только силовым методом.

Тем не менее г-жа Антонова уже планирует, куда можно будет поместить привезенные из Петербурга экспонаты. «Мы готовы отдать здание нашего комплекса, бывшую усадьбу Голицыных, под этот музей. Пусть он получит, если это кого-то больше всего волнует, самостоятельный статус, независимый от нас. Это может быть отдельный музей, со своим директором», – рассказала Антонова. И пусть в настоящее время переданную ГМИИ бывшую усадьбу Голицыных занимает Институт философии РАН, ему, по словам Антоновой, взамен будет отдано здание на Гончарной улице, которое, правда, тоже еще не готово к размещению философов.

Напомним, Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) был создан в 1923 году путем слияния 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи, а именно – коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, включавших преимущественно французское искусство, начиная с 60-х годов XIX века (Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо). Музей размещался в бывшем особняке Морозова на Пречистенке, где сейчас расположена Галерея искусств Зураба Церетели, так что воссоздавать его на прежнем месте не собираются. В 1948 году Музей по приказу Сталина был ликвидирован как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой». Экспонаты тогда были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем так, что, по словам г-жи Антоновой, в частности, две картины из триптиха Матисса остались в Москве, а одна оказалась в Петербурге.

Директор Пушкинского музея Ирина Антонова, уверенная в необходимости восстановления в Москве Музея нового западного искусства, проводит сегодня по этому поводу пресс-конференцию.

"