Posted 28 марта 2006,, 20:00

Published 28 марта 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Он не солдат, а хроникер

Он не солдат, а хроникер

28 марта 2006, 20:00
В понедельник в Москве на фотобиеннале открылась выставка «Конфликты», подготовленная Министерством культуры Франции. Выставка оказалась примером того, как можно снимать ужасы и боль войны, не показывая при этом самих сражений или убийств.

На фоне голубых небес летают газетные страницы с заголовком «Он – не террорист!». Рядом еще один монументальный снимок – на том же небесном фоне парит розовый целлофановый пакет. Эти картины Денниса Адамса можно было бы принять за какие-нибудь эстетско-концептуальные проекты, если бы они не были сделаны во время теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Адамс снимал предметы, вылетевшие из обрушившихся небоскребов. Именно здесь и заключен главный вопрос выставки «Конфликты»: может ли фотограф, снимающий конфликты и трагедии, быть еще и художником? Возможен ли хоть какой-то намек на искусство там, где гибнут люди?

Проблема далеко не надуманная и не праздная. Ведь если посмотреть на развитие всей репортажной съемки последних лет, становится понятно, что фотографов уже не устраивает роль хроникеров. Для этого имеется телевидение. Нынешние мастера камеры пытаются преподать зрителю свой взгляд, свой ракурс и свои ощущения от войны. Если раньше фотограф был еще и солдатом – он попросту воевал на одной из сторон и вел свой репортаж с точки зрения этой стороны, сегодня он вдруг превратился в эдакого представителя Красного Креста. Он всячески подчеркивает свое миролюбие и снимает не героев, а жизнь и смерть гражданских людей. А коли приходится снимать и солдат, то эти солдаты как-то сами собой превращаются в жертв.

Ян Морван создал серию «Зеленая линия», показывающую быт простых людей на полосе, разделяющей две враждующие стороны. Тим Херерингтон рассказал о детях, участвующих в гражданской войне в Либерии, а Оливье Коре запечатлел так называемую «стену позора» – бетонный забор с надписями, разделяющий израильских и палестинских жителей восточного Иерусалима. Одна из самых примечательных серий фотографий сделана Гиойом Эрбо во время албанского конфликта. Это на первый взгляд обычные семейные снимки или картины простых домов и селений. Но около каждого снимка имеется развернутая надпись, которая переворачивает наше восприятие вполне мирных картин. Рядом с портретом матери в окружении пятерых детей сообщается, что эта вдова ждет, когда же ее дети, наконец, повзрослеют и возьмут в руки оружие, чтобы отомстить за убитого отца. То есть война в сегодняшней фотографии все чаще оказывается не главным действующим лицом, а фоном. Но этот фон все изменяет и шокирует больше, чем прямая съемка военных действий.

В связи с этим на выставке кураторы очень уместно представили знаменитые фотографии Пола Фуско. В 1968 году он запечатлел шок американцев от гибели Кеннеди: поместил свой фотоаппарат на президентский гроб, который везли по железной дороге, и автоматически снимал людей, стоявших по сторонам от путей. Внимание с героя было переключено на «массовку».

"