Posted 28 марта 2004,, 20:00

Published 28 марта 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:25

Updated 8 марта, 02:25

Свои среди чужих

Свои среди чужих

28 марта 2004, 20:00
Второй фестиваль российского кино в столице Латвии Риге – просветительская акция для жителей суверенного государства. От России его финансируют Минкульт и московское правительство, от Латвии – частные предприниматели. Как выяснилось, наше кино здесь любят и помнят. По словам директора фестиваля Василия Мельникова, скор

Первый подобный фестиваль прошел в Риге в прошлом году – показывали «Бумер», «Возвращение», «Коктебель», «Благословите женщину»... Чуть позже показали фильм «Даже не думай». Режиссер и сценарист этой картины Руслан Бальтцер, его жена и соавтор сценария Александра Большакова родом из Риги – выросли в одном доме. Не знакомые с создателями прошлогоднего хита зрители встречали земляков как национальных героев, бывшие соседи и одноклассники – просто как старых приятелей. Рижская молодежь в отличие от своих отцов не думает, что причастность к кинематографу – что-то достойное зависти. Сегодня в почете более прибыльные занятия. В новом фильме Бальтцера и Большаковой «Даже не думай-2» часть действия происходит на жарких островах, которые герои называют латвийской колонией. Но на фестиваль продюсеры эту картину не дали, решив, что это пустое, нерентабельное мероприятие, а продюсерская воля – закон.

Вообще, этот фестиваль вернее было бы назвать Днями российского кино в Риге, поскольку никакой задачи, кроме как «познакомить рижан с новинками российского кино», у этого смотра нет. Показывают фильмы, вручают призы заезжим звездам. В этот раз наградили Сергея Маковецкого, представлявшего «72 метра». Кроме кассового хита о подводной лодке здесь была и совсем свежая картина Владимира Хотиненко «Вечерний звон», снятая по рассказам Юрия Лужкова, а также фильмы «О любви», «В созвездии быка», «Бабуся», «Похитители книг», документальная «Анатомия ТАТУ». Фестиваль, проводимый раз в полгода, – это, конечно, нонсенс, но все же количество представленных новинок свидетельствует о том, что российское кинопроизводство работает. Рижская киностудия тем временем простаивает. Уже несколько лет за нее идет борьба между оставшимися безработными кинематографистами и заинтересованными лицами, готовыми выкупить ее и перепрофилировать. Пока легендарная киностудия, на которой были сняты «Долгая дорога в дюнах», «Армия трясогузки», «Три плюс два», «Двойной капкан», «Театр», где Высоцкий записывал песни для «Стрел Робин Гуда», еще держится и не продается. Ей отчасти помогают российские коллеги. Два года назад режиссеры Олег Бабицкий и Юрий Гольдин сняли здесь сериал «Дама в очках, с ружьем, в автомобиле», прошедший по телеканалу «Культура», прошлым летом Александр Аравин снимал «Красную капеллу» (скоро выйдет на РТР). Сами латыши производят пару фильмов в год. И говорить о полноценном существовании национального кинематографа пока не приходится.

На закрытие фестиваля прибыла Вия Артмане. В августе ей исполнится 75 лет. Она живет в 20 километрах от Риги, работает сейчас очень мало. Но главной звездой здесь стал дебютант в кино Илья Лагутенко (который, кстати, снимает здесь все свои клипы). Он представил «Похитителей книг» и написанную к ним музыку. Лидер «Мумий Тролля», лицо которого занимает две трети рекламного плаката фестиваля российского кино, сам играет в фильме эпизодическую роль, но музыка Лагутенко – 90% привлекательности этой безбашенной молодежной комедии о том, как несколько скучающих подростков решили воровать книги. Возможно, этот фильм не всем латышам пришелся по душе (старшее поколение рижан предпочитает кино посерьезней). Но если учесть, что за неделю в Риге демонстрировались самые различные фильмы (и кинотеатры при этом, кстати, не пустовали), можно сказать, что со своей миссией фестиваль вполне справился, ведь российское кино в Риге помнят и любят, как и десять, и двадцать лет назад. Во всяком случае директор фестиваля Василий Мельников смотрит на будущее нашего кино в Латвии с большим оптимизмом. В интервью «Новым Известиям» он сказал, что если сегодня здешний прокат заполнен американской продукцией, то уже через два года российское кино наверняка сможет делить кинотеатры с американским ровно пополам.




Илья Лагутенко: «Для меня кино – свобода»

"