Posted 29 января 2020,, 15:55

Published 29 января 2020,, 15:55

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

"Темные вершины": экс-сценарист "Кукол" увидел Россию будущего

"Темные вершины": экс-сценарист "Кукол" увидел Россию будущего

29 января 2020, 15:55
Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.
Сюжет
Книги

Анна Берсенева

Для того чтобы взяться за чтение романа Алексея Винокурова «Темные вершины» (М: Эксмо. 2020), мне хватило бы одного только эпиграфа к нему:

«Меж тобой и страной ледяная рождается связь – так лежи, молодей и лежи, бесконечно прямясь...».

Эти «Стихи памяти Андрея Белого», написанные в 1934 году Мандельштамом, позволили мне еще в юности понять, что поэзия не сводится к сентенции и стихи не перескажешь своими словами.

Но я и предположить не могла, какой ошеломляющий оборот эти строки примут у Алексея Винокурова: они развернулись в динамичный сюжет, на первый взгляд никак с ними не связанный, в яркие образы, в сплетение значимых смыслов. Отдельное захватывающее удовольствие - следить, как из строфы, да что там, из одной строки рождается в «Темных вершинах» целая сюжетная линия или характер.

Сюжет этого романа приблизительно можно представить так: посреди современной, но принявшей в своем безумии уже совсем бредовый вид Москвы, лежит в саркофаге кадавр, не похороненный труп, в полном смысле слова вечно живой. Через него вот уже сто лет мистическим образом происходит перетекание в Россию темной энергии, и это не дает народу жить по-человечески, поскольку уродует его морально. Процесс этот поддерживается правителями-триумвирами. Время от времени они меняют марионетку-базилевса, который исполняет роль руководителя страны лишь формально. Прежний базилевс после замены на нового присоединяется к цепи не умерших мертвецов, и конца-краю всей этой мертвечине не видно.

Нет, все-таки зря я взялась пересказывать…

Создается впечатление, будто «Темные вершины» состоят из неких заумных сентенций или из отвлеченной мистики, а это совсем не так. Текст этот остро современный, многоуровневый и очень живой. Философия сменяется в нем стремительным «экшеном», драмой, юмором или внятными и меткими наблюдениями, вроде: «На Кавказе гостя надо накормить, в Полинезии съесть, у нас – пусть проваливает, покуда цел. И так во всем. Чего тогда удивляться, что наше отношение к добру и злу ситуативное».

Что Алексей Винокуров был сценаристом «Кукол» на старом НТВ, вспоминаешь при чтении постоянно. Чего стоит один только разговор дальнобойщиков (на первый взгляд дальнобойщиков, а на самом деле...) о том, что в стране теперь умеют только макак в космос запускать, чтобы укреплять мощь государства.

Смешных сцен множество, и тут же рядом - сцены художественно тонкие, и глубокие, и сложные, и трогательные. В этом смысле «Темные вершины» напоминают предыдущий роман Алексея Винокурова «Ангел пригляда» - и здесь такой же яркий, причудливый, полный реалистических примет и фантасмагории мир, в котором трогательны и противоречивы почти все герои. И главный из них - гениальный гомеопат Максим Максимович Буш. (Вы правильно вспомнили его литературного тезку - это очень схожая структура личности). Максиму Максимовичу Бушу предстоит повлиять на судьбу страны и на жизнь миллионов ее людей, а заодно и на свою собственную жизнь, причем на свою-то самым кардинальным образом. Не о нем в стихотворении Мандельштама сказано «веком гонимый взашей», но у Винокурова получается, что о нем, и это неожиданное сближение освещает весь роман, на темных вершинах которого только образ Максим Максимыча и дает единственную надежду на нечто светлое.

Или не единственную?

Есть ведь в романе еще Чубакка Рыжий, один из мерзавцев-триумвиров, и он в самый неожиданный момент вспоминает свою прежнюю не гнусную сущность, которая нивелировалась уже, казалось, навсегда. Да и другие есть герои, совсем не идеальные, но дающие надежду при общей безнадежности происходящего.

Не знаю, по стечению обстоятельств или по велению судьбы книга Алексея Винокурова вышла как раз в момент очередной перетряски в российской элите.

И вот уже все гадают: а кто является прототипом Мышастого?

А в нашей реальности «базилевс» управляет страной или, как в романе, давно уже сам управляется какими-нибудь триумвирами? Гадание тем интереснее, что прототипических совпадений действительно много.

Но главное, что находишь в «Темных вершинах» - это не возможность поупражняться в конспирологии, а то яркое, сильное, умное, причудливое, захватывающее, что составляет саму ткань этого романа.

Смысловая наполненность и увлекательность - не антиподы, вот в чем убеждает новый роман Алексея Винокурова.

Как, впрочем, и все его книги.

"