Рус
Eng
Акварельные грани свободы

Акварельные грани свободы

29 января 2015, 00:00
Культура
Мария МИХАЙЛОВА
В понедельник в Перми открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения известного советского художника Ивана Борисова. В экспозицию вошли ранее не выставлявшиеся работы мастера.

На выставке, открывшейся 26 января в пермской галерее «Марис-Арт», экспонируются работы, которые предоставили наследники художника, их впервые демонстрируют широкой публике, до этого они ни разу не выставлялись. «В этом году мы будем заниматься всем наследием автора. К этой экспозиции готово около двухсот работ. В этом юбилейном для художника году мы покажем две персональные выставки», – рассказал арт-директор галереи Вадим Зубков.

31 января Ивану Степановичу Борисову (1925–1995) исполнилось бы 90 лет. Многие его работы сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, в частных коллекциях за рубежом – в Японии, Франции, Италии…

«Боголюбово». 1983 г.

На открывшейся в Перми выставке представлены не только работы, но и фотографии из семейного архива, среди которых и снимки военных лет. Два года Иван Борисов служил в пехоте, несколько раз был ранен, награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды. Как сказано в одном из приказов о награждении: «9 февраля 1945 года, получив приказ о наступлении, товарищ Борисов первым поднял свой взвод в атаку, зашел в тыл к дзоту противника, отрезав отходы его гарнизону. Получив ранение, Борисов продолжал командовать взводом». Но рассказывать о войне, как и многие фронтовики, Борисов не любил. В творчестве темы войны художник не касался, напротив, его пейзажи, натюрморты и жанровые зарисовки были полны покоя и красоты окружающего мира.

«Выставка, открытая в галерее к 90-летию художника, представляет его совершенно по-новому, – рассказывает директор Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Юлия Тавризян. – Красота представленных на выставке листов, привезенных из семьи Борисова, поражает. Декоративность и монументальность, работа с цветом и многообразие технических возможностей мастера всегда присутствуют в его произведениях. Это не случайно, ведь школа, полученная им в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица), сформировала профессионализм высочайшего класса. Но дело не только в профессиональных навыках: Иван Борисов обладал фантастическим чувством природы, умением любоваться окружающим миром, которое не оставляло его на всем протяжении творческого пути. И, вероятно, именно поэтому он обращается к акварели, технике, дающей множество возможностей непосредственного отклика на увиденное. Иван Степанович рассматривает акварель не как подготовительный материал для будущих произведений, а саму ее превращает в монументальное по звучанию и живописное по форме произведение».

«Пейзаж с речкой». 1983 г.

Художник в 1960–1970 годы много путешествовал. Крым и Кавказ, Алтай и Прибалтика становились поводами для появления новых акварельных серий. Данная выставка позволяет посмотреть на один из мотивов, который становится необыкновенно важным для любой творческой поездки художника. Это горы. Горы Дагестана и Алтая, Крыма и Пермского края, горы, вобравшие все оттенки и все возможные рефлексы, горы, превратившие пространство и перспективу в декоративный орнамент. «В работах Борисова, – говорит Юлия Тавризян, – тишина горных ущелий словно превращается в гулкое эхо – отклики, отсветы оттенков синего и фиолетового… а потом, двигаясь вместе с мастером выше к вершинам, освещенным солнечным светом, мы окунаемся в теплые оранжевые и коричневые, желтые и зеленоватые тона, образующие яркие плоскости, ритмы линий, пятен, углов. Горы заполняют собой все. Как будто земля встает перед глазами вертикально, перемешиваясь с небом. Как будто равнины постепенно взбираются вверх, а деревья и целые лесные массивы становятся вершинами скал. Эти игры с пространством и плоскостью, с рисунком и цветом, художник продолжает даже тогда, когда обращается к совсем другим местам и темам. Красота его листов во многом обусловлена именно ритмическим, декоративным построением – тем самым постепенным движением вверх, к вершинам – даже там, где на первое место выходит изображение русских храмов или индустриальных пейзажей. И это восхождение становится не только «физическим», не только изображаемым ритмически, но оно насыщается дыханием, свободой, упоением этой красотой мира».

К юбилею художника в редакции газеты «Новые Известия» также развернута небольшая экспозиция работ Ивана Борисова из частной коллекции.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter