Posted 27 декабря 2005,, 21:00

Published 27 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Ценные бумаги купца

Ценные бумаги купца

27 декабря 2005, 21:00
Перед новогодними праздниками Третьяковка решила напомнить, что весь следующий музейный год пройдет под знаком ее юбилея. В мае 2006-го галерея шумно отметит 150-летие. Однако «первый выстрел» уже сделан: сегодня в залах в Лаврушинском переулке открылась выставка «Рисунок и акварель из собрания Павла Третьякова».

Нам еще не раз предстоит услышать эту дату – в 1856 году купец Павел Третьяков приобрел картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и заложил основу своего домашнего музея. Считается, что произошло это в мае, оттого главные празднования начнутся в последнюю майскую неделю следующего года.

Весь прошедший сезон начальство Третьяковки сетовало, что денег на юбилей выделено до обидного мало, что не удается сделать представительную выставочную программу, что заморожены строительство новых корпусов и реконструкция залов на Крымском Валу. Но чем ближе памятная дата, тем меньше обид и больше работы.

Первую выставку нового года решено приурочить ко дню рождения Павла Михайловича (27 декабря по новому стилю). Для затравки в графических залах главного корпуса представили лучшую часть графической коллекции Третьякова. Здесь рисунки и акварели хрестоматийных художников – от Маковского и Федотова до Шишкина и Бенуа. Как это часто бывает, собирателю не удавалось приобрести полноценную живописную работу какого-нибудь мастера, и он довольствовался подготовительным наброском или небольшой зарисовкой. Сегодня это уже ценнейшие вещи: так, по рисункам Александра Иванова у Третьякова можно проследить, как рождался замысел его картины «Явление Христа народу», тут же – очень смешные сценки Павла Федотова с изображением «Кончины Фидельки» (любимой собачки барыни). Рядом – размашистые эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве от новых религиозных живописцев модерна – Васнецова и Врубеля. В конце концов, в 1887 году Павел Третьяков открыл в своем музее отдельные графические залы – их фотографии первыми встречают зрителя.

На выставке важно не пропустить один примечательный экспонат. Он стоит прямо при входе. Речь идет о компьютере. Дело в том, что специально для выставки создана интерактивная программа: на экране вы можете видеть старые залы Третьяковки с развешенными рисунками по пять-шесть рядов на одной стене. Подводя стрелочку курсора к какому-нибудь рисунку, получите его увеличенное современное изображение. В этом случае уже не требуется «реконструировать» старую галерею – ее виртуальный двойник покажет, что мы потеряли (дух домашнего музея) и что приобрели (музей общенациональный).

У юбилея будет и негативный подтекст: идея Мосгордумы «вернуть галерею городу» продолжает витать в воздухе. Дело в том, что в августе 1892 года Павел Третьяков передал свое собрание городу Москве, а после революции коллекция превратилась в общенациональный музей. Столичные законодатели направили письмо президенту с просьбой вновь сделать Третьяковку исключительно «московским музеем» либо возвратить Москве часть подаренной коллекции. На просьбу обозревателя «НИ» прокомментировать эту ситуацию заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева ответила категорично: «После нашего ответа на все инициативы Московской Думы ситуация разрешилась, и вопрос закрыт. Я знаю, что и в президентской администрации не поддерживают этих утопических проектов. Как можно разделить то, что почти столетие создавалось всей страной? Ведь собрание Третьякова – это лишь часть (и довольно небольшая) нынешней галереи, даже те залы, в которых мы сейчас выставляем графику Третьякова, построены уже в советское время на общероссийские деньги. Вообще любой дележ в музейной сфере никогда и никому не идет на пользу – в конце концов, так можно дойти до упразднения всех государственных коллекций».

"