Posted 27 ноября 2008,, 21:00

Published 27 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Загранице не поможем

Загранице не поможем

27 ноября 2008, 21:00
В столице Великобритании с 25 по 27 ноября прошла Русская неделя – серия из 14 аукционов, на которых были выставлены произведения русского искусства XVIII–XX веков: картины, ювелирные украшения, оружие, фарфор, работы Фаберже, православные иконы, книги и рукописи. Организаторы – четыре крупнейших аукционных дома «Сотби

Результаты Русской недели в Лондоне, по мнению специалистов, служат очередным доказательством спада на рынке произведений искусства. Уже первый день, по итогам которого было продано немногим более 40% лотов, заставил организаторов пересмотреть свои ожидания. Настроение покупателей, так и не изменившееся до последнего дня, подытожил Иван Самарин, торговец картинами из Лондона: «Мы находимся сейчас в сложном положении, когда рынок не хочет покупать по старым ценам, а продавцы не хотят принять новую реальность».

Единственным приятным сюрпризом стало полотно Василия Поленова «Египетская девушка». Картина продана почти за 1,5 млн. долларов, что втрое дороже начальной цены. Это рекорд русского живописца на аукционах. И если раньше такого рода рекорды воспринимались спокойно, то сейчас аукционисты раструбили об этом как об огромной сенсации.

Между тем неприятных неожиданностей, увы, оказалось гораздо больше. «Сотбис» так и не удалось продать, к примеру, уникальную серебряную супницу весом 9 килограммов, сделанную по заказу Екатерины II в форме 14-пушечного военного корабля. Ее оценили, по мнению покупателей, вдвое дороже, чем следовало бы по нынешним временам.

Еще больше разочаровал сотрудников их главный лот – картина Айвазовского «Вид на Константинополь и Босфор». Перед открытием аукциона Джо Викери, директор департамента русского искусства дома «Сотбис», уверенно говорил, что она будет продана за 3,7–4,5 млн. долларов. Не получилось. Замечательного русского мариниста вообще не удалось продать.

Для «Сотбис», общепризнанного лидера на рынке русского искусства по объемам продаж (в прошлом году покупатели выложили 180 млн. фунтов стерлингов), неожиданно слабые результаты аукциона оказались особенно неприятны.

Приходится утешаться тем, что удачно прошел хотя бы один аукцион, на котором продавались предметы царской коллекции – произведения ювелирного искусства и драгоценности. Вместо предполагавшихся 1,2 млн. долларов аукционисты из «Сотбис» выручили почти 3 млн.

Торговцы сейчас стараются не унывать. По словам Джо Викери, директора департамента русского искусства «Сотбис», 30% покупателей – новички. Отличительная их черта – все они из России и республик бывшего СССР. «Это очень обнадеживает, – попытался он сделать хорошую мину при плохой игре. – И показывает, что рынок русского искусства по-прежнему активен».

Одним из главных лотов «Кристис» была работа Наталии Гончаровой «Натюрморт с арбузами», но и она не оправдала ожиданий организаторов. Натюрморт удалось продать за 2,3 млн. долларов вместо ожидавшихся 2,5–3,3 млн.

Украшением аукциона «Макдуглас» стала коллекция из 122 чернильных рисунков, выполненных в начале XX века Константином Сомовым. Сотрудники дома считают, что им еще повезло: рисунки, принадлежавшие израильскому коллекционеру, купил собиратель из Москвы. Правда, цена – 1,8 млн. долларов – снова оказалась ниже предполагавшейся (2,3 млн.). С другой стороны, удалось выгодно продать Левитана. Его «Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II» ушла за 1,67 млн. долларов, что почти на 30% дороже начальной цены. Подобных примеров, к сожалению, в этот раз оказалось значительно меньше. Поняв, что их ожидания были сильно завышены, организаторы были довольны тем, что картины вообще удавалось продавать.

Пузырь, возникший на рынке произведений искусства, вот-вот лопнет. Супербогатые коллекционеры из стран, богатых нефтью и другими полезными ископаемыми, уже почувствовали на себе первые удары финансового кризиса и, как утверждают аналитики, решили отложить покупки искусства до лучших времен.

Потери сейчас несут все крупные аукционные дома. К примеру, «Сотбис», единственная из них публичная компания, сообщила об убытках за неполных три осенних месяца в сумме 52 млн. долларов. Все они приходятся на авансы под картины, которые аукционисты выкупили, а продать не смогли.

Аукционные дома, как и все вокруг, тоже начинают экономить. Они отказываются от роскошных ужинов для важных клиентов, организация которых в последние годы стала традицией, сворачивают издания очень дорогих каталогов и уже не развозят в целях рекламы свои лоты по всему свету. Однако продолжают надеяться, что люди, ищущие, куда «спрятать миллионы», придут именно к ним.

"