Posted 27 октября 2015,, 21:00

Published 27 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:06

Updated 8 марта, 03:06

Стихийность карнавала

Стихийность карнавала

27 октября 2015, 21:00
Выставка Андрея Бартенева «Скажи: я тебя люблю!», открывшаяся в филиале ММСИ на Гоголевском бульваре, стала одним из главных событий сезона, оставив далеко позади другие события Московской биеннале. Теперь дирекция музея решила продлить проект до конца осени. Бартеневское творчество давно заслуживает масштабного показа

Так совпало, что в одних и тех же залах с небольшим перерывом прошли ретроспективы двух травестийных художников – Мамышева-Монро и Бартенева. Травестия здесь – вовсе не переодевание в женское платье, а более сложная система перевернутых форм и смыслов. И если в случае с погибшим Владиславом Мамышевым-Монро травестийность – это пародирование идеологических символов и клише «высокой» культуры (особенно советской), где главным инструментом выступает лицо и тело художника, у вечно жизнерадостного Андрея Бартенева – костюмированный гротеск, где основным средством становится «взбесившаяся» оболочка (одежда или то, что под нею подразумевается). При этом каждый из них заступал на сопредельную арт-территорию: Монро влекло кино, Бартенева – мода и подиум. Интересно, что оба они и сами превратились в символы – олицетворяют эпоху 1990-х, разгульных и безумных тусовок.

Правду сказать, по подаче материала выставки очень отличаются. Если у Мамышева-Монро был реальный архив, разложенный по годам и сюжетам, у Бартенева – клубное шоу, где выплеснулись его творения, как говорится, все и сразу. Уже первый зал буквально обрушивается на зрителя огромными черно-белыми скульптурами из папье-маше, создающими эдакий лес галлюциногенных объектов. Далее где-то под потолок подвешены два костюма, защищающие своего обладателя во время «путешествия с Мефистофелем». Здесь впервые ощущаешь, что искусство Бартенева не такое уж благостное: в нем тоже хватает и страхов, и перверсий с комплексами. Иные бартеневские «скафандры» очень напоминают жуткие африканские (или другие первобытные) тотемы, где один персонаж стоит на голове у другого, одно существо или объект переходит в другой.

На выставке становится очевидным, что Андрей Бартенев существует в каком-то остановившемся мифологическом времени – его искусство не привязывается к реальности, не поддается разделению на периоды или темы (разве что появляются новые средства вроде голограмм или аудиоинсталляций). Если отбросить довольно надуманных инопланетян и прочие космические мотивы, окажется, что Бартенев – это непрерывный карнавал. Именно так к нему всегда и относились: человек-праздник, который является на тусовки в немыслимых одеяниях, кого стоит приглашать, когда требуется «безбашенное» (без мозгов и концептов) веселье, переходящее в пенную вечеринку.

Бартеневский праздник не так глуп, каким кажется на первый взгляд. Он буквально иллюстрирует страницы Михаила Бахтина, который первым описал сам феномен карнавала. Здесь тебе и гиперболизм от шутовства до бурлеска, и разрывающая «канон пристойности» андрогинность, и всяческая гипертрофия частей тела. Но самое главное: как раз Бахтин доказал важность такого рода безумных перевертышей и телесных неровностей. «Могучая материально-телесная стихия этих образов, – писал он, – развенчивает и обновляет мир». И если цитата философа относится к переходу от Средневековья к Возрождению, то вечеринки Бартенева – это плоть от плоти переход от советского канона к освобожденному перестроечному телу. Не случайно одна из самых «непристойных» скульптур художника с названием «Безопасный секс» представляет собой стоящего на четвереньках человека-корову с кремлевской башней на голове и советским флагом, воткнутым в анус. Карнавальность Перестройки была в безудержном вихре вещей, людей, денег, пущенных на ветер, сиюминутных радостей на фоне измененного сознания и вечного похмелья. В едином порыве веселого соития стерлись пол, социальные рамки, природа и культура – отсюда и алкание инопланетян.

Примечательно, что как только сам Бартенев заступает за границы карнавала, он начинает откровенно проседать и впадает в банальность. Это чувствуется в тех сферах, где требуется генерация идей и смыслов: театр Бартенева (перформанс «Три сестры») и его концептуальные инсталляции («Скажи: я тебя люблю!») страшно вымучены, одномерны и скучны. Благо их затмевают маскарадные костюмы. Остается сказать, что кураторы выставки явно «заразилась» мироощущением ее героя: они выстроили объекты в ряды эффектных аттракционов, берущих за живое, но так и не вывели господина Бартенева из амплуа эксцентричного дизайнера. Возможно, это к лучшему – есть надежда на продолжение праздника.

"