Posted 27 октября 2004,, 20:00

Published 27 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Дорогое удовольствие

Дорогое удовольствие

27 октября 2004, 20:00
Третьяковская галерея одновременно с открытием выставки «Пленники красоты» на Крымском Валу почти в полтора раза повысила цены на билеты. Культпоход в главные московские музеи и выставочные залы становится дорогим удовольствием в буквальном смысле слова.

Из всех российских развлечений музеи всегда были самым дешевым. Объяснялось это двумя причинами. Во-первых, с советских времен музеи служили идеологическим рупором и почти бесплатным приложением к школьной программе. Во-вторых, находясь в одном ведомстве и на полном государственном содержании, наши хранилища не считали нужным зарабатывать на посетителях. В принципе эта ситуация сохраняется и по сей день. Средняя стоимость билета для граждан России и стран СНГ в большинстве московских музеев – 50 руб. Чуть выше этой планки находятся топовые сокровищницы: ГМИИ им. А.С. Пушкина – 60 руб., Музеи Кремля (без Оружейной палаты) – 70 руб., Исторический музей – 60 руб., Третьяковская галерея – 60 руб. При этом сохраняется масса льгот и скидок. Между тем, как показывает опыт прошлого сезона, дешевизна музеев – вещь относительная. Только за один год цены на билеты увеличились на одну треть, сильно опередив инфляцию. Главные столичные музеи сейчас откровенно признают: нынешняя стоимость посещения выставок и постоянных экспозиций сильно занижена, и долго так продолжаться не может.

Все, кто сегодня идет в филиал Третьяковки на Крымском Валу, выстаивает очередь, чтобы посмотреть салонное искусство XIX века, рискуют получить легкий шок от таблички на кассе: «Стоимость билета 225 рублей». У особо нервных такое объявление напрочь отбивает желание посетить выставку. Пугаться, однако, не стоит: указанная цена – для иностранных граждан, россияне идут за 80 руб. (против прежних 50). Но теперь музей дает понять, что по-настоящему нормальный билет стоит 225 руб., но все российские льготники по большому счету халявщики.

Все, кто хоть раз выгуливал по Москве своих друзей-иностранцев, не могли не заметить ужасного неравноправия: музейный билет для иностранца стоит в три-четыре раза дороже. По словам администраторов Пушкинского музея, кассирам не раз приходилось выслушивать отповеди столичных гостей, которые возмущались разницей цен. Теперь же почти все музеи хитро указали в качестве первой цены – цену для иностранцев, а все остальные билеты (в том числе и для россиян) – льготные.

Еще одна примета сегодняшнего дня – «плавающие» цены. Так, например, Музей современной истории пускает к себе посетителей за 50 руб., но на специальные привозные выставки (на графику Дали, например) билеты взмывают до 200 руб. Вход на Антикварный салон в ЦДХ – 250 руб., в то время как в обычные дни проход в Дом художника стоит 50 руб. Еще сложнее ситуация с музеями Кремля: сейчас одиночным посетителям в Кремль уже не попасть. Нужно ловить экскурсии, доплачивая к билетам почти 100 руб. Администраторы Кремля говорят, что это временная мера, связанная с усилением охраны режимного объекта. Но, судя по всему, эта «временная» мера превратится в постоянную. Впрочем, Москве еще далеко до нововведений Питера и Эрмитажа, который в музейном сервисе идет на шаг вперед. За дополнительные 10 долл. вас проведут с парадного входа без очередей на улице и у касс.

Москвичи уже готовы платить за поход в кинотеатр или на спектакль до 300 руб., но отдать те же деньги за один визит в Третьяковку или Пушкинский считают непозволительной роскошью. «Наши цены неприлично низкие, – рассказала обозревателю «Новых Известий» замдиректора по хозяйственным вопросам Пушкинского музея Валентина Головина. – Уровень нашей коллекции несоизмерим с теми деньгами, которые платят посетители. Самый захудалый европейский музей берет 8 евро за вход, мы же не можем поднять цену для иностранцев даже до 5 евро. Тут же туристические фирмы начинают угрожать, что не повезут к нам своих клиентов. Эти фирмы искусственно занижают цену. Лично я считаю, что отношение к музею было бы более уважительным, увеличь стоимость билета до мирового уровня – до 10 евро. Но мы понимаем, что российские посетители пока не в состоянии заплатить такие деньги».

В своем повышении цен наши музейщики постоянно ссылаются на опыт западных коллег. Билеты в Европе несоизмеримо больше московских: вход в музеи Ватикана стоит 12 евро, в Лувр – 8,5 евро, в Национальную галерею в Лондоне – 9 фунтов, в нью-йоркский Метрополитен-музей – 12 долл., в мадридский музей Прадо (самая низкая цена в Европе) – 4 евро. Правда, существует масса льгот и бесплатных дней. Так, например, почти во всем музейном мире достигнуто соглашение: все журналисты проходят в музеи бесплатно. В России это правило не действует. Как не действует и масса других льгот. Кроме того, московские музеи только-только начинают обзаводиться приличной инфраструктурой: появляются пристойные кафе, сувенирные киоски и интересные учебные программы. Правда, до сих пор человеку в инвалидной коляске категорически невозможно подняться на второй этаж Пушкинского музея, а рестораны Исторического музея доступны только избранным интуристам.

Нужно сказать, что европейские музеи уже пережили две волны жарких дебатов вокруг музейных цен. Один лагерь утверждал, что государственные музеи, живущие на деньги налогоплательщиков, не имеют морального права брать со своих граждан входную плату. В Англии пошли на эксперимент и отменили входную плату для резидентов. Удивительно, но поток посетителей от этого не изменился, а музей понес значительные убытки. Решено было возвратить хотя бы символическую стоимость. Другой лагерь, к которому нынче примыкают почти все наши музейщики, утверждает: чем выше плата за вход, тем почтительнее отношение к музею. Поэтому почти во всех итальянских исторических церквях берут большую плату за туристическое посещение (если ты, конечно, не идешь на мессу). К тому же труд устроителей выставок нужно оплачивать.

Борьба этих двух лагерей создает питательную среду для эффектных музейных проектов. Западные музеи не могут себе позволить скучные «проходные» проекты. Иначе, с одной стороны, их обвинят в растрате государственных денег, с другой – в неправомерном накручивании цен. Наши музеи постоянно отмахиваются: «Что вы хотите за такие билеты и такое финансирование?!». Так что повышение стоимости билетов в Москве должно по идее повлечь открытие новых и эффектных выставок. Но, судя по всему, эта цена еще не перевалила тот предел, когда посетитель, отдающий свои кровные десять долларов, вправе требовать от российского музея выставок на мировом уровне.

"