Posted 27 сентября 2015,, 21:00

Published 27 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:27

Updated 8 марта, 03:27

Мальчики и чудовища

Мальчики и чудовища

27 сентября 2015, 21:00
63-й кинофестиваль в Сан-Себастьяне прошел под знаком одной темы, которую лучше всех выразил в своем названии единственный анимационный фильм конкурса «Мальчик и чудовище».

Японский режиссер Мамору Хосода рассказал в своей картине «Мальчик и чудовище» об одиноком токийском мальчике, который в один прекрасный день переступает черту, отделяющую реальность от воображения. Там его ждет сказочный супергерой Куматецу, родственный мальчику душой и становящийся его гидом по миру приключений. Этот сюжет, вроде бы совсем отдельный и условный, обозначил, однако, сквозную тему фестиваля. В центре его оказалась хрупкая психика подростков, главным образом мужского пола, взаимодействующих со взрослым миром через семью, общественные институции и массовую культуру.

Экстремальное выражение эта тема нашла в канадских «Демонах» Филиппа Лесажа. Десятилетний Феликс живет в постоянном страхе – перед темнотой в спальной, перед разводом родителей, переживающих супружеский кризис, перед маньяками, которые похищают и убивают детей, и даже перед угрозой заболеть СПИДом. Все это происходит на фоне комфортного быта благополучного района Монреаля, коллективных походов в бассейн и уроков в начальной школе, на которых малолеткам прививают толерантное отношение к секс-меньшинствам. Детские фантазии ужасным образом воплощаются в реальность: монстр приходит не из сказки, а из того самого бассейна. Чтобы победить свои страхи, надо осознать, что подлинный мир страшнее любой фантазии и что зло зародышем живет внутри каждого, не надо только выпускать его наружу.

В фильме «Идеальный день для полета» каталонца Марка Рехи нет маньяков и злодеев, но юный герой (ему, наверное, лет пять или шесть) тоже находится в плену фантазий. Он запускает бумажного змея со своим отцом (их играют сам Марк Реха и его сын Рок), но до этого появляется другой мужчина, во всяком случае, мальчик видит его и с ним общается. Мужчину зовут Серхи, в его роли известный артист Серхи Лопес, и как раз между ним и мальчиком разворачивается увлекательный диалог о силах природы и фантастических существах – гигантах, гоблинах, обитателях пещер. А потом Серхи удаляется с кровавым пятном на спине и исчезает из фильма: возможно, его тоже нет в реальном мире? Но Рок пока еще не готов разделять жизнь и сказку.

Ни один из этих фильмов, обладающих явными достоинствами, не получил знаков признания со стороны жюри. Его выбор оказался более чем спорным. За лучшую режиссуру награждена публицистическая драма «Белые рыцари», поставленная бельгийцем Жоакимом Лафоссом и тоже посвященная детям. Только этим детям не до праздных мечтаний: они – сироты, жертвы гражданской войны в Чаде и ждут усыновления французскими родителями. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что призванные спасти их «белые рыцари» не так уж благородны в своих побуждениях, а сам институт усыновления пронизан коррупцией. Взрослый мир грозит десятилетнему герою «Эволюции» (режиссер Люсиль Адзиалилович), как и его сверстникам, живущим в деревне на острове: из взрослых его населяют только женщины, а всех мальчиков, затесавшихся сюда невесть как, подвергают какому-то сомнительному лечению. Этой картине, художественные качества которой довольно скромные, достались сразу две награды – Спецприз жюри и приз за операторскую работу.

Все перечисленные сюжеты говорят об одном: как трудно ребенку противостоять среде обитания. А если он просто приспосабливается к ней, как кубинский подросток из фильма «Король Гаваны», то быстро теряет свои хорошие природные качества и превращается в преступника. Гротескная фреска о Кубе 1990-х годов, брошенной после перестройки советскими покровителями, снята известным каталонским режиссером Агусти Вильяронгой, певцом торжествующего порока. Его новая картина грешит чересчур резкими стилевыми перепадами, но темпераментная актерская работа Йорданки Ариозы заслуженно отмечена «Серебряной раковиной». Это же относится к блестящему мужскому дуэту из фильма Сеска Гая «Трумен»: испанец Хавьер Камара и аргентинец Рикардо Дарин справедливо разделили приз за лучшую мужскую роль. Это был один из немногих сюжетов фестивального конкурса, сконцентрированных на персонажах старшего возраста.

«Золотая жемчужина» нашла своих обладателей в лице исландских кинематографистов, которые привезли в Сан-Себастьян фильм «Воробьи». Снова в центре сюжета, воплощенного режиссером Рунаром Рунарссоном, 16-летний мальчик, чьи родители живут раздельной жизнью: мать – в Рейкьявике, отец – далеко от городской цивилизации, среди фьордов. Поиски своего пути в мире, где даже взрослые непоправимо запутались, представлены с северной хладнокровностью. Но именно она довольно неожиданно получила признание на фестивале, в основном ориентированном на взрывное и эмоциональное иберийское кино.

Российских фильмов в Сан-Себастьяне в этом году не было, но в программе «Горизонты» успешно прошла «Франкофония» Александра Сокурова, снятая в немецко-французско-голландской копродукции.

"