Рус
Eng
Сердца четырех

Сердца четырех

28 сентября 2010, 00:00
Культура
МАЙЯ КРЫЛОВА
На сцене Кремлевского дворца состоялся вечер под названием «Звезды балета XXI века». Такой ежегодный концерт проводится в Канаде, Америке и Европе с 1993 года. Смысл проекта в том, чтобы на одной сцене собрать ведущих артистов известных театров мира. Нынешний гала, пятидесятый по счету, впервые прошел в Москве и заран

Концерты «Звезд» строятся по одной схеме: толика любимой классики, несколько современных, но не слишком радикальных номеров, и неплохо бы иметь что-то новенькое, чтобы публика удивлялась, а не только лелеяла привычное. Затем общее дефиле, в котором звезды под аплодисменты зала повторяют самые броские па. К московскому гала организаторы добавили новинку: было объявлено, что после концерта вручат приз «Балерина десятилетия». Чтобы получить награду, артистка должна обладать особым сценическим обаянием, работать в труппе мирового уровня, иметь обширный репертуар, быть желанной гостьей на гастролях и на страницах мировых газет. Под эти критерии, как решили организаторы, подпадают четыре звезды: Диана Вишнева (Мариинский театр), Светлана Лунькина (Большой театр), Алина Кожокару (Королевский балет Великобритании) и Люсия Лакарра (Баварский балет).

Смотреть такие вечера любопытно. Можно сравнивать особенности национальных балетных школ, трактовки образов и темпераменты исполнителей, можно почувствовать, что нынче у звезд в моде – тяга к эксперименту или стремление в энный раз прокатать давно исполняемый номер? Московский концерт показал, что второе ближе сердцам кумиров публики. Конечно, если вы пришли на балет в первый раз, вам все может быть интересно. Но завсегдатаи балета тяжело вздыхали, когда русский американец Даниил Симкин, который показывал своего «Буржуа» (под шансон Жака Бреля) в Москве уже несколько раз, бодро отпрыгал миниатюру снова. И даже выразительный дуэт «В спальне» из балета «Манон» в отличном исполнении Кожокару и ее партнера Йохана Кобборга как бы стерся от многократного концертного употребления.

На самом деле все понятно – дорогостоящие авторские права хореографов, без разрешения которых особо не потанцуешь, и все такое, да и куда деться балету без хитов? Поэтому оставалось закрыть глаза на многочисленные дежавю. И наслаждаться мастерством, с которым Светлана Лунькина подала романтическую «Жизель». Плениться экзотической элегантностью Лючии Лакарра в традиционно показываемых ею номерах из балетов Ролана Пети. Оценить «Дон Кихота» силами премьеров Большого театра: техническая смелость бравурной Натальи Осиповой идеально подходит к танцу Ивана Васильева с его уникальными тройными прыжками. Впрочем, та же Лунькина была на концерте единственной, кто показал мировую премьеру – номер о любви «Венеция в лучах заката», где балерине и ее партнеру Андрею Меркурьеву «живым» голосом помогал итальянский тенор. А Лакарра, с ногами изумительной лепки, всегда блистательна, и стоит увидеть ее коронные танцы еще раз.

Интересно было смотреть и на солисток Парижской оперы, Матильду Фрусте и Доротею Жильбер. Эмоциональная индифферентность дам бросалась в глаза: иной раз казалось, что на сцене не балерины из плоти и крови, а идеально сбалансированный циркуль. Зато уровень танца на пуантах, как всегда у французских звезд, был выше всех похвал. Те же комплименты (про выучку) можно сказать и парижским солистам, красавцам-брюнетам Матье Ганьо и Алессио Карбоне. Но, пожалуй, самым сильным впечатлением стал танец Дианы Вишневой. В паре с Марсело Гомесом из Американского балетного театра она отчаянно вскружила головы дважды. Сначала предстала некоронованной королевой в «Головокружении» – современном номере в хореографии Мауро Бигонзетти. Потом пронзила сердце в облике страдающей от любви и чахотки Дамы с камелиями из одноименного балета. На сегодняшний день Вишнева достигла той гармонии артистизма, опыта и мастерства, которую не описать словами. Ее танец и после концерта долго ощущается и переживается, как послевкусие дорогого коньяка.

Под конец организаторы ловко выбрались из лабиринта, который сами же и создали. Когда на сцене выстроились участники гала, и звезда балета стояла плечом к плечу с другой звездой, непонятно было, кого из этих великолепных женщин изберут балериной десятилетия. Сделать это – то же самое, что окончательно решить проблему «что было раньше, курица или яйцо». Да и по сценической харизме номинантки совершенно разные: как сравнивать драматичную Вишневу, лиричную Лунькину, трогательную Кожокару и экстравагантную Лакарра? Выход из щекотливого положения был только один. Премию разделили на четверых. Зато роскошные шубы в подарок получили все.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter