Posted 27 сентября 2009,, 20:00

Published 27 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Ушел из жизни Иван Дыховичный

Ушел из жизни Иван Дыховичный

27 сентября 2009, 20:00
Ушел из жизни Иван Дыховичный

Вчера в больнице после онкологической болезни, обнаруженной несколько месяцев назад, скончался актер и кинорежиссер Иван Дыховичный, автор фильмов «Копейка», «Прорва», «Музыка для декабря». Он ушел в самом расцвете, едва переступив 60-летний рубеж.

Главное, что сформировало режиссерский почерк Дыховичного, – любовь к документалистике. Экранизация чеховской повести «Черный монах», с которой режиссер в 1989 году пришел в большое кино, отличалась подробным изображением бытовых деталей, упор был сделан на «картинку», а герои оставались силуэтами. С выходом на экраны других фильмов Дыховичного стало понятно, что он всегда будет стоять особняком в отечественной кинематографии. Он и, в самом деле, не вписывался ни в какие системы. Его фильмы, по странному стечению обстоятельств, плохо известны российскому зрителю. Причины Иван Владимирович видел в том, что фильмы всегда не вовремя выходили в прокат. В 1989 году «Черный монах» не показали в советских кинотеатрах, однако он получил приз на кинофестивале в Венеции и прошел в семнадцати странах. Следующий фильм «Прорва» (о жизни в СССР в послевоенное время) был снят на французские деньги и тоже вышел в Европе. Американцы выпустили его на видеокассетах. В России – снова тишина. «Копейка» тоже не попала в широкий прокат. При бюджете в три миллиона долларов, этот фильм шел лишь в шести кинотеатрах и собрал 30 тыс. долларов. Зато несколько лет «Копейка» занимала первые места в видео- и DVD-рейтингах.

Иван Дыховичный родился в семье драматурга Владимира Дыховичного и балерины Александры Синани. Рано остался без отца и к 16 годам стал совершенно самостоятельным. Мальчика из известной московской семьи часто называли баловнем судьбы, со стороны казалось, будто он как сыр в масле катается. И этот миф в молодости Ивану удавалось поддерживать, хотя жил он впроголодь. В юности разгружал вагоны. Сперва ящики с картошкой и капустой, потом доверили тару с бананами. В 1969 году он окончил Театральное училище имени Щукина, отправился к Райкину – в Ленинградский театр миниатюр. Его сатирические персонажи вызывали смех в зрительном зале, сам же актер еле сводил концы с концами: зарплаты едва хватало на оплату жилья. Как признавался он позже, «так тяжело не было даже в Москве».

Через полтора года вернулся в столицу – устроился к Любимову в Театр на Таганке. Играл Пушкина («Товарищ, верь…»), Коровьева («Мастер и Маргарита»), пел романсы Дениса Давыдова, что очень ценил другой актер Таганки – Владимир Высоцкий. Однажды под предлогом «поддержать компанию» Высоцкий уговорил Дыховичного поехать с ним в Кишинев, где у Владимира Семеновича был концерт. Сидя за кулисами, Дыховичный вдруг услышал, что Высоцкий зовет его на сцену. Растерянный, он появился в свете софитов и под свист зрителей (они не хотели, чтобы на смену Высоцкому выходил «какой-то Дыховичный») спел четыре песни перед аудиторией в 22 тыс. человек. Исполнив последний куплет, от стыда побежал за кулисы, но Высоцкий его догнал: «Ты понимаешь, что произошло?! В моем концерте тебя вызывают на бис».

В последние годы жизни Дыховичный был главным режиссером телеканала «Россия», снимал фильмы. Шестнадцатого октября в Москве открывается третий фестиваль «Завтра/2Morrow», президентом которого был режиссер.

"